Отчет по программе длительной реабилитации детей с особенностями развития из малоимущих семей

Дети с инвалидностью являются одной из самых незащищенных категорий населения. Именно поэтому решение их проблем на сегодняшний день является одним из важнейших необходимых действий государства, социальных учреждений, специалистов по социальной работе и нас – фондов. Особенные дети с большим трудом адаптируются к социальным изменениям.

«Мы считаем, что помощь детям с особенностями развития должна носить не только медицинский характер, она должна быть комплексной, затрагивать все стороны жизни такого ребенка. Создание условий для успешной социализации детей-инвалидов в современном обществе — это задача и государственных, и общественных организаций», — говорит Марина Зубова

Так, в период с сентября 2017 по июнь 2018 года была реализована программа длительной реабилитации детей с особенностями развития из малоимущих семей- благополучателей благотворительного фонда «Гольфстрим» при поддержке Благотворительного фонда «ПРАВМИР». Местом реализации стал детский инклюзивный центр «Вместе весело шагать».

В программу были включены 33 ребенка и 12 специалистов детского инклюзивного центра «Вместе весело шагать». Занятия проводились в соответствии с индивидуальным планом реабилитации каждого ребенка, в среднем от 6 до 8 занятий  в неделю, индивидуально или в малых группах.

«Инвалидность означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. – говорит руководитель центра Ирина Скуратовская. – программы комплексной социальной способствуют получению положительного социального опыта детьми с включением их в существующую систему общественных отношений».

Разработка программы основывалась на знании закономерностей, задач, сущности процесса реабилитации. Она способствовала созданию в детском инклюзивном центре атмосферы доверия, открытости, защищенности для всех и каждого, понимания и принятия ценности и уважения каждого члена коллектива, с целью адаптации детей к новой социальной ситуации, утверждения их как полноценной личности.

Дети посещали индивидуальные занятия по АФК, массажу, кинезио-тейпированию, мануальной коррекции, групповые и индивидуальные занятия по АФК, логопедические занятия, логопедический массаж, занятия с дефектологом и с психологом, социальным педагогом.

«Я как мама могу оценить результаты программы по уровню развития своего ребенка. Когда попала к специалистам центра, сразу обрела надежду.  Для меня то, что ребенок научился глотать – это прорыв. Может для кого-то это пустяк, а для моего ребенка с синдромом Дауна – это новая жизнь. Мне кажется, здоровье каждого ребенка – это здоровье нашего общества в целом», — говорит мама Ксюши.

Вся работа по комплексной реабилитации строилась по трем направлениям: двигательная реабилитация, речевое развитие, социально-педагогическая реабилитация. По каждому из 3 направлений в программе были достигнуты положительные результаты. Так, по линии АФК у большинства детей со спастической формой ДЦП отмечено снижение спастики, произошли качественные изменения в использовании опорно-двигательного аппарата, укрепились мышцы плечевого пояса. 25% детей научились вставать у опоры, 50% детей научились ходить по лестнице, 17% ребят учатся ходить с использование ортопедических приспособлений одноопорных тростей, 17% детей научились перемещаться и вставать без помощи взрослого.

«Самостоятельность детей с инвалидностью – один из критериев его успешной жизни в будущем. Поэтому результаты каждого ребенка – это не просто снижение нагрузки на родителей, семью, но и оздоровление общества в целом», — Ирина Скуратовская.

По линии дефектологии у большинства детей сформированы базовые мыслительные операции, повысился уровень развития мелкой моторики. Так, у 78% детей улучшены показатели вовлеченности в совместную деятельность. Развитие умения слушать и понимать инструкцию произошло у 56% детей. Сформированы навыки учебной деятельности у 17% детей и возросла мотивация к ней у 20% детей.

«Прогресс в учебной деятельности – это шанс для детей попасть не в специализированные, а в обычные школы с инклюзивными классами. Это включение их в жизнь общества», — Скуратовская И.

В области психического развития детей у большинства наблюдалось общее эмоционально положительное отношение к процессу занятий.

«Можно сказать я впервые увидела, как мой ребенок захотел пойти на занятия. А, чтобы забрать его из Центра, нужно провести долгую беседу, а он все равно не захочет уходить. Для меня — это главный показатель, что ребенку комфортно, он готов развиваться и двигаться дальше в этих условиях», — говорит мама Милании.

У некоторых детей –участников программы наблюдается спецификация эмоций и появились попытки сообщения своего желания или нежелания что-либо выполнять, а у 67% детей наблюдается рост произвольности включения в процесс занятий. В целом, уровень произвольного внимания качественно повысился у 44% детей.  В рамках программы были преодолены личностные возрастные кризисы у 17% детей.

«Важно, что мы наблюдали устойчивый рост уверенности в собственных силах у большинства детей. Это платформа для развития других жизненно-важных навыков, чтобы дети могли начать ходить в обычное образовательное учреждение», — Скуратовская И.

К примеру, в Швеции к полутора-двум годам практически все дети с инвалидностью начинают ходить в обычные детские сады по месту жительства. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно среди сверстников, к нему прикрепляют помощника. В нашем случае таким помощником выступают родители.

Реабилитация в рамках Программы фонда направлена на оказание помощи ребенку и семье, на создание таких условий, при которых постепенно приобретается способность к самостоятельному решению своих жизненно важных проблем, способность адаптироваться в обществе. Так, по итогам на стадию разрешения конфликта переведены 11% семей. Выработаны алгоритмы обучения детей в домашних условиях в 94% семьей.

В области логопедии у некоторых детей была устранена или скорректирована гиперсоливация и появились первые специфические вокализации у 22% детей. У 44% детей расширился словарный запас и возросло качество связной речи, а у 22% детей устранены ошибки звуковоспроизведения, и произошел переход к речи предложениями у 6% детей.

В сфере социальных умений у большинства детей повысился уровень вовлеченности в социальное взаимодействие.  Например, дети научились здороваться и прощаться, высказывать просьбу о требуемой им помощи, быть

активными в ходе занятий и вне их налаживать социальные контакты, получили представления о различных социальных ролях.

«Важно, что все дети получили опыт положительного взаимодействия со сверстниками и детьми других возрастов», — говорит Ирина Петровна.

Большинство детей научились пользоваться ложками, ножницами, карандашами, линейкой, кисточками. Участвовать в процессе одевания и раздевания научились 61% детей.

«Я не ожидала, что мой ребенок сможет сам одеваться и раздеваться. Вы поймите, что я этого не ожидала. Это важный этап для нас. У меня появилась вера, что дальше будет только больше!» (мама Саши)

11% детей стали посещать детский сад, и адаптация к нему происходит успешно.

«Мы рады, что у всех детей наблюдается улучшение показателей личностной зрелости и социальной адаптации, а также нарастание навыков выстраивания дальнейшего процесса реабилитации у родителей. Мы надеемся, что многие из детей- участников программы смогут быть успешно включены в общественную и социальную среду», — говорит Марина Зубова.