Особенности общения с ребёнком-инвалидом. Рассказывает наш эксперт

Особенности общения с ребенком инвалидом — тема разговора с экспертомБФ «Гольфстрим, семейным психологом  Ириной Скуратовской.

Какие есть альтернативные способы коммуникаций кроме АВА терапии с детьми с особенностями развития?

Современное общество стремится стать максимально цивилизованным: на смену обреченному «ребенок-инвалид» пришли корректные синонимы: «особый ребенок», или просто ребенок. Правда, с небольшими уточнениями: с особыми потребностями/ограниченными возможностями. Большинство людей стали объективно воспитаннее, но вот как быть в общении с ребенком  с инвалидностью, иногда не знают даже сами родители.

Аутизм и ДЦП, задержки умственного развития и тяжелые генетические нарушения – все эти диагнозы иногда ставят родителей в тупик. Что делать: помогать или сочувствовать, а может абстрагироваться?

Прикладной анализ поведения или АВА является популярным подходом коррекции для детей с ограниченными возможностями, особенно для детей с аутизмом. ABA терапия представляет собой смесь психологических и образовательных методов, которые подбираются в соответствии с потребностями каждого отдельного ребёнка, чтобы изменить его поведение. Целью терапии является расширение речевых навыков, игры, социализации и уменьшение нежелательного поведения.

Например, в исследовании Ловааса 1987 было выявлено, что 47% детей, получавших 40 часов в неделю ABA терапии смогли поступить в школу и достигли нормального интеллектуального функционирования к концу первого класса. В то время как дети с аутизмом,  получающие терапию только 10 часов в неделю или не получающих вообще, не смогли сделать то же самое.

Выбирая ту или иную терапию, изначально важно понять, почему ребенок не идет на контакт, попробовать создать разнообразные внешние стимулы, чтобы ребенок выбрал речевой путь коммуникации. Альтернативным подходом может стать «Поведенческая терапия» — это, когда коррекционная работа направлена главным образом на развитие эмоционального контакта и взаимодействия ребенка со взрослым и со средой, аффективное развитие, формирование внутренних адаптивных механизмов поведения.

«В настоящее время в опыте родителей в России есть острый недостаток практических разработок по социально-бытовой реабилитации, которые позволили бы детям с особенностями развития адаптироваться в повседневной жизни. В международном опыте наибольших успехов в области социально-бытовой реабилитации достигли сторонники поведенческой терапии, усилия которых направлены на формирование независимости и самостоятельности ребенка в его повседневном поведении», — говорит Ирина Скуратовская, эксперт, психотерапевт. 

В детском инклюзивном центре фонда «Гольфстрим» обучают не только детей, но и родителей, например, как создавать такие мощные внешние стимулы для развития ребенка дома. Этот развивающий подход в обучении детей, она же «Поведенческая терапия», может быть использована как альтернатива АВА терапии. Она основывается на актуальных потребностях детей на всем протяжении его жизни и развития.

Смотрите небольшое, но информативное интервью с нашим экспертом Ириной Скуратовской