Эмоциональный интеллект – шаг к полноценной жизни

Для комфортной жизни в современном мире взрослый человек самостоятельно определяет необходимый для него диапазон компетенций, наличие которых дает ему уверенность и обеспечивает ощущение безопасности в процессе взаимодействия с социумом и самореализации себя как личности. Важной стороной данного процесса является понимание человеком окружающих людей: их эмоций, мыслей. Это позволяет правильно эффективно выстроить контакт, получить необходимую реакцию или адекватно отреагировать на ситуацию самому. Данная способность в научной литературе называется эмоциональным интеллектом.

Психологи делят эмоциональный интеллект на 4 составляющие:

  1. Восприятие эмоций — способность распознавать эмоции свои и других людей
  2. Использование эмоций для стимуляции мышления — способность человека использовать эмоцию, как мотиватор к «действию».
  3. Понимание эмоций — определение причинно-следственных связей через понимание причин появления эмоции, предсказание развития эмоций их пересечение и итоговое проявление.
  4. Управление эмоциями — способность регулировать проявление собственных эмоций в соответствии с адекватностью моменту и планируемым результатом их демонстрации.

Данные составляющие не существуют автономно, а пересекаются дополняют друг друга, образуя смешанную 5 компонентную модель, сочетающую в себе самопознание, саморегуляцию, мотивацию, эмпатию и социальные навыки. Развитие всех компонентов позволяет человеку бесконфликтно адаптироваться к реалиям современного мира, вовремя корректируя собственное поведение и «направляя» поведение других.

Но есть категория людей, для которых развитие эмоционального интеллекта является главной и при этом часто непосильной для самостоятельного развития задачей. Обычно это дети с ДЦП, ЗРР, ЗПР, аутичным спектром, синдромом Дауна, проблемами в поведении и общении. Для успешной социализации очень важно научиться их управлять своими эмоциями, уметь налаживать контакт с другими людьми. Чтобы помочь им с развитием этих навыков необходима длительная комплексная реабилитационная работа. Важная роль в ней отведена родителям ребенка

Существует ряд упражнений, которые родители с детьми могут проводить дома. Они направлены на активизацию органов чувств, обучение распознаванию собственных реакций на разные раздражители.

  1. В процессе игры или рассказывая ребенку сказки, используйте дополнительные предметы, которые помогут ощутить полноту мира, используя разные органы чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Например: сочините сказку про апельсин. И дайте ребенку его в руки, расскажите, какой он формы, цвета, гладкий или шероховатый, дайте понюхать и попробовать на вкус. Яркие эмоции быстро появляются и надолго остаются в памяти, при этом обучая анализу собственного восприятия и реагирования на объект, дают стимул для развития эмоционального интеллекта.
  2. Организуйте ребенку небольшой спортивный уголок, пусть в нем будут мяч, веревка, если позволяет место лестница или шведская стенка. Покажите ребенку ряд упражнений с разными объектами, не забывая подкреплять эмоциональными положительными стимулами (похвала, одобрение, обозначение положительных изменений в процессе деятельности, совместные изобретения новых упражнений как общая деятельность). Такие занятия приобщат к физическим нагрузкам, научат концентрировать внимание на определенных действиях. При этом положительные эмоции дадут стимул будущему развитию, желанию продолжать самостоятельно заниматься физическими упражнениями и придумывать новые, развиваться.
  • Учите ребенка самостоятельности. Постарайтесь найти ему занятие по хозяйству, которое ему будет по силам. Пусть сначала это будут не сложные действия, например, помочь разложить ложки к обеду. Со временем сложность заданий нужно увеличивать.

Каждое действие должно приносить удовольствие и обсуждаться со взрослым.

Проговаривая эмоции, которые возникают в процессе выполнения тех или иных заданий, определяя откуда и почему они возникают, взрослый помогает развитию ребенка, учит его анализировать собственные ощущения и реакции, а также настроение взрослого, учит коммуницировать и правильно реагировать на ситуацию.

Эти несложные упражнения помогают в повседневной жизни маленького человека и упрощают жизнедеятельность его родных, обеспечивая успешную поступательную социализацию ребенка. Конечно, иногда сложно начать заниматься и вводить в систему данные и многие другие упражнения в домашних условиях. В таких случаях, необходимо обратиться к специалистам.

Одним из центров, оказывающим помощь родителям и детям является детский инклюзивный центр «Вместе весело шагать». Специалисты оказывают комплексную реабилитацию, направленную на коррекцию и развитие эмоционального интеллекта ребенка, а также обучают родителей взаимодействию и оказанию помощи своим особенным детям. Работа проводится с детьми разного возраста и степенью тяжести заболеваний.

Детский инклюзивный центр замечательный проект благотворительного фонда «Гольфстрим». «Наша мечта, чтобы каждый человек знал, что такое реабилитация и социализация, и почему это очень нужно детям и подросткам с инвалидностью. Чтобы все знали, что это не просто бесконечные занятия ради занятий, что это реальный источник жизни для таких детей, пробуждение для их организма. Когда все поймут, что приобрести базовые навыки и знания, это жизненно важно! тогда и сторонников в этом деле станет больше. А значит дети смогут чаще получать профессиональную помощь и развиваться, социализироваться, становиться частью нашей жизни» — говорит Президент Фонда «Гольфстрим» Марина Зубова.

Первым этапом работы при обращении семьи с ребенком проводится диагностика, которая помогает определить задачи и индивидуальный план по их решению на ближайшее будущее. В процессе комплексной реабилитации участвуют специалисты разных областей знаний нейропсихолог, социальный педагог, инструктор АФК, дефектолог. Команда профессионалов помогает достигнуть оптимальных результатов в процессе комплексной реабилитации ребенка и обеспечить необходимыми компетенциями взрослых для их самостоятельного успешного взаимодействия с детьми и благополучного функционирования семьи.

Адаптация и развитие эмоционального интеллекта очень важна для детей как шаг к бесконфликтной социализации в процессе взросления и познания мира.

Своими действиями, мы создаем мир, в котором живем, пусть он будет добрым и отзывчивым для нас и наших детей.