Проект «Искусство быть» конкурс «Инновация-2020»

Ура, наш инклюзивный выставочный проект «Искусство быть» и параллельная программа выставки номинирован на Всероссийский конкурс в области современного искусства «Инновация-2020».

Проект «Искусство быть” вошел в шорт-лист в номинации «Образовательный проект». Выставка была реализована Государственным центром современного искусства в партнерстве с Благотворительным фондом “Гольфстрим”. Передвижную экспозицию показали на трех площадках в Москве и Нижнем Новгороде.

Мультижанровая событийная программа, сопровождающая проект «Искусство быть» была направлена на решение целого комплекса задач. Программа органично дополняла темы, заявленные внутри экспозиции. Мероприятия программы позволили проработать важные социальные темы, для которых внутри экспозиции не нашлось места, например, тему «особого родительства» (практический семинар «Школа родительства»).

Программа была сегментирована под различные группы аудитории, включая музейных специалистов, художественное сообщество, детей и широкую аудиторию. Так музей стал площадкой для обсуждения острых социальных проблем.

Подготовительный этап выставки включал первый блок мероприятий. Была проведена «Школа медиаторов» — серия тренинговых занятий для команды волонтеров проекта. В рамках «Школы медиаторов» привлеченные студенты проходили тренинги по пониманию инвалидности и актерские тренинги, обучающие импровизации и сторителлингу. В результате была сформирована команда арт-медиаторов, готовых к активному диалогу со зрителями на выставке.

Вторым блоком мероприятий стала серия перформансов, вовлекающих зрителей в пространство художественного произведения. По принципу «музея участия» личные истории зрителей становились значимой частью общего нарратива выставки, а разомкнутый контур художественного произведения позволял преодолеть одну из границ, которую проблематизировала выставка — границу между зрителем и недосягаемым произведением искусства.

В серии репетиций перформативного проекта «Хор исполнения желаний» участвовали зрители различных возрастов, в том числе обладающие особенностями восприятия. «Хор исполнения желаний» был интегрирован в экспозицию как дополнительный арт-объект, проявляющийся в мерцающем режиме.

«Лаборатория дискомфорта»

Перформанс «Лаборатория дискомфорта» был разработан междисциплинарной командой специально для проекта «Искусство быть». Перформанс художественными средствами исследовал тему невидимости людей с инвалидностью в социальном поле и внутренние техники работы с чувством дискомфорта при контакте с Другим. Приемы, заимствованные из бизнес-тренингов, хореографических классов, методик обучения эффективной коммуникации превратились в яркое событие, позволяющее вспомнить о базовом родстве — человеческом. С этой же задачей работал один из объектов выставки — социальная скульптура «Слова и люди» Анны Семеновой-Ганц.

Третий блок был адресован музейщикам и художественному сообществу: artist talk Сергея Филатова, перформанс «Орган памяти» Егора Рогалева, лекция «Международный опыт создания инклюзивных музейных экспозиций и программ» Галины Новоторцевой. В серии исследовательских круглых столов объединись музейные профессионалы, современные художники и специалисты-психологи. Общей целью мероприятий этого формата было сформулировать ноу-хау, найденные в ходе работы проекта «Искусство быть» и зафиксировать достигнутые результаты, с помощью различных подходов исследовать возможности современного искусства в поле инклюзии.

Лекции Posthuman studies lab позволили добавить актуальную гуманитарную повестку в разговор об инклюзии. Целая серия мероприятий была направлена на работу с детьми: многочисленные мастер-классы от художников проекта, перформативная «Арт-прогулка» в Аптекарском огороде. Все мастер-классы предполагали работу в смешанной группе, включающей людей с ОВЗ.

«Лаборатория дискомфорта»

Широкой аудитории предлагались мероприятия традиционных музейных форматов или развлекательного характера — экскурсии по экспозиции (в том числе для слабовидящих и слабослышащих), перформансы «Хор исполнения желаний» и «Комната Маркуса».

Программа мероприятий исследовала различные аспекты инклюзии и раскрывала потенциал музея как места социализации.
Выставку и мероприятия проекта посетили более 55 000 зрителей. А в рамках параллельной программы было проведено более 40 мероприятий в различных форматах.