Опыт применения различных технологий как средство повышения результативности в логопедической практике

Grimacing child. Swearing, screaming little girl.

В детский инклюзивный центр «Вместе весело шагать» поступают дети с  различными особенностями в развитии: синдром Дауна, разнообразные генетические заболевания, дети с ДЦП, дети с аутизмом, дети с органическим поражением мозга.

Как показывает практика, детей с комбинированными нарушениями с каждым годом становится всё больше и больше.  В связи с этим от логопедов требуется постоянно искать новые технологии  для работы с такими детьми.

Эффективность логопедической коррекционной работы с детьми-инвалидами складывается из применения различных методик и техник, как логопедических, так и относящихся к смежным областям с логопедией. В данной статье предлагаем вам заглянуть в кабинет нашего логопеда и попробовать понять, что, как и для чего там происходит?

«В процессе работы я использую специализированные пассивные и активные упражнения для всех групп мышц периферического речевого аппарата. Данные мануальные техники были разработаны и адаптированы профессором, президентом Международного Института Речевой патологии Дьяковой Е.А.», — рассказывает Каплин Сергей.

У ребёнка с нарушенным тонусом трудно ввести в речь поставленный звук. Это связано с тем, что при постановке звуков используется   традиционная  артикуляционная гимнастика, которая развивает двигательную функцию мышц речевого аппарата, но никак не влияет на тонус мышц.  Используемые на наших занятиях техники позволяют в первую очередь влиять на тонус, а затем уже на движение.

Вся упражнения подразделяются на пассивные и активные. Комплекс движений пассивных упражнений составляется после того, как логопед провёл тщательную диагностику и выявил те группы мышц, которые не выполняют своей функции.  Диагностика включает осмотр привычных поз ребёнка ,а также статические и динамические пробы.

Пассивные упражнения выполняются в том случае, если ребе­нок самостоятельно не может выполнить определенное движение или движение выполняется им не в полном объеме. Пассивные движения должны быть аналогичны активным, однако характер, объем движения, скорость выполнения и время фик­сации движения зависят от специалиста-логопеда.

Все пассивные движения можно разделить на 2 группы.

Первая  группа движений направлена, как правило, на нормализацию мы­шечного тонуса (шеи, нижней челюсти, языка, рук, ног), вторая группа пассивных движений направлена на нормализацию двигательной функции мышц и кинестетических ощущений. Во время выполнения пассивных упражнений у ребёнка возникают определённые кинестетические ощущения, которые он получает в процессе пассивного осуществления таких движений, как улыбка, вытягивание губ вперёд, открывание и закрывание рта, различные движения языка и т.п. Активные упражнения выполняюттся ребёнком самостоятельно, как правило, после пассивных упражнений. Активные техники подразделяются на упражнения при повышенном и пониженном тонусе. Они проводятся на этапе коррекционной работы, когда у ребёнка уже имеется или появляется возможность производить произвольные артикуляционные движения.  Целью активных упражнений является выработка полноценных движений. Формируются такие качества движения, как полнота объёма движения, его точность, интенсивность и ритмичность выполнения, дифференцированное включение в движение определённых мышц и т.п. Гимнастика включает движения мышц шеи и плечевого пояса, мимических и артикуляционных мышц. Данные приёмы можно выполнять как в положении лёжа, так и сидя.

Все пассивные и активные упражнения подразделяются на 7 блоков, в соответствии с локализацией поражения той или иной группы мышц:  1 блок включает в себя упражнения для мышц шеи, плечевого пояса; 2 блок – для разработки височной и жевательной мышцы; 3 блок направлен на разработку  крыловидной мышцы языка, мышц нижней и верхней челюсти, глотки, гортани; 4 блок предусматривает работу с губными мышцами; 5 блок активизирует мышцы гортанно — глоточного кольца; 6 блок задействует скелетные мышцы языка; 7 блок упражнений разработан для коррекции диспраксии/апраксии.

Противопоказаниями для проведения  упражнений является любое соматическое или инфекционное заболевание в  остром периоде, конъюктивиты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, стоматиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, наличие увеличенных лимфатических желёз, резко выраженная пульсация сонных артерий, наличие психических заболеваний в остром периоде, онкологические заболевания.

На начальном этапе работы все упражнения выполняются в пассивной форме (руками логопеда, без сопротивления), затем в активной форме при активном участии ребёнка (с сопротивлением). Таким образом,  даётся возможность ребёнку самому выполнить то или иное движение, тем самым подготавливая речевой аппарат для нормального функционирования. В результате использования пассивных и активных техник сокращается время на постановку звуков за счёт точечной работы с каждой группой мышц, участвующей в артикуляции.

А чтобы занятие не казалось ребёнку скучным и неинтересным, в своей работе логопед может применять дидактическую компьютерную программу «Игры для Тигры». Она включает в себя серии упражнений (модули) различной сложности. Они объединены в четыре блока: «Звукопроизношение», «Просодика», «Фонематика», «Лексика». [3] Названия блоков соответствуют названиям областей сказочной Страны Звуков и Слов, карта которой представляет собой главное меню программы. Работа с использованием компьютерной программы «Игры для Тигры» проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности пользователя. Визуализация происходит на экране монитора в виде доступных для ребенка мультипликационных образов и символов. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух (воспроизведение заданного ритма). В результате активизируются компенсаторные механизмы, позволяющие сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе логопедической работы на их основе формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Это позволяет привлечь внимание детей к собственной речи и повысить мотивацию.

Мы вас познакомили лишь с некоторыми технологиями, используемыми в работе нашим специалистом-логопедом. Они, безусловно, повышают результативность коррекционного процесса.

Статью подготовил логопед Детского инклюзивного центра «Вместе весело шагать» Каплин С.С.