Ранняя помощь детям с ДЦП по средствам изобразительной деятельности

В наш детский инклюзивный центр «Вместе весело шагать» обращается много родителей детей с различными нарушениями развития, в частности с поражением ЦНС и другими двигательными расстройствами.

Родители часто задают вопрос: «Когда мой ребенок пойдет в школу, как он будет выполнять письменные работы?»

Вопрос вполне логичный и опасения родителей обоснованы. Ведь у таких деток воспроизведение даже самого простого движения вызывает огромные трудности, а ощущения движений своего тела, восприятие схемы и положений в пространстве нарушены.

Проблема письма, это не только двигательное, кординаторное нарушение рук, это общее нарушение формирования процессов восприятия, в связи с органическим поражением мозга, двигательной депривацией, с нарушением зрительного, слухового и, в первую очередь, двигательно-кинестетического анализаторов.

Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации препятствует формированию полноценного предметного восприятия и, как следствие, познавательной деятельности в целом.

При знакомстве с ребятами, приходящими на занятия по подготовке к школе, наши специалисты часто сталкиваются с тем, что родители не уделяют должного внимания развитию таких простых, и вместе с тем очень важных процессов, как восприятие своего тела, восприятие и ориентировка в пространстве, зрительно-моторное прослеживание, и в целом развитию изобразительной деятельности в дошкольном возрасте. И обращаются к специалистом уже перед школой с просьбой помочь научить ребенка писать.

В процессе занятий мы видим ряд характерных особенностей изобразительной деятельности детей. Наши дети, как и подавляющее большинство детей с церебральным параличом в возрасте 4 – 8 лет, не могут выполнить даже самых примитивных рисунков. Их графическая деятельность носит характер доизобразительного черкания.

Дети с непроизвольными навязчивыми движениями, даже стараясь воспроизвести форму, хаотически чертят, выходят за пределы листа бумаги. Большие трудности испытывают они при проведении прямых, горизонтальных и вертикальных линий, особенно те из них, которые вследствие поражения правой руки начинают рисовать левой. Они часто игнорируют левую сторону листа, размещают свой рисунок справа, прямую линию проводят справа налево, а асимметричные фигуры изображают повернутыми и противоположную сторону. В дальнейшем эти дети могут испытывать трудности при овладении письмом и чтением.

Еще одна особенность: изображая предмет на пространстве листа, ребенок может не соединять его части между собой. Особенно ярко это проявляется при рисовании фигуры человека. В связи с имеющимися у детей нарушениями схемы тела изображение человека у них всегда вызывает большие трудности: иногда выпадают некоторые части тела (туловище, шея и т. п. ), в других случаях ребенок не изображает руки или ноги — конечности, наиболее пораженные у него самого; лицо может быть изображено безо рта или носа; части тела иногда неправильно соотнесены между собой.

Недостаточно дифференцированное зрительное восприятие при ДЦП является причиной того, что дети не очень четко воспринимают форму предметов и недостаточно различают близкие формы — круг и овал, ромб и квадрат и т. д. Поэтому в их рисунках часто имеет место упрощение и искажение формы предметов; изображение одной формы вместо другой — рисуют квадрат вместо круга, круг вместо треугольника и т. п.
Нарушения оптико-пространственного восприятия в рисунках выражаются неправильной передачей пространственных отношений между отдельными предметами или их элементами, смещением рисунка относительно центра листа. При выполнении заданий по словесной инструкции дети обычно не могут разместить предметы на листе в соответствии с инструкцией, а при срисовывании часто выполняют рисунок в зеркальном изображении.

Также дети испытывают трудности при передаче величины предметов: рисуют их сильно уменьшенными, а дети с гиперкинезами сильно увеличивают изображение, так как им легче рисовать большие формы.
Учащиеся начальной школы так же могут испытывают большие трудности в становлении графических навыков.

Как же можно корректировать, а где-то и нивелировать имеющиеся в связи с двигательными расстройствами трудности овладения письмом и чтением, неумении производить точные согласованные движения, контролировать их силу и скорость.

Нарушение тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук отрицательно сказывается на умении рисовать, на написании цифр и букв. Даже рисуя по образцу, школьники нередко допускают неточности в передаче контуров изображаемых фигур, искажают их пропорции, плохо копируют геометрические формы. Подавляющее число ошибок относится к передаче пропорций, формообразующие линии непараллельны, концы отрезков совмещены неточно. Круг, как правило, передается эллипсоидной формой. Эти трудности в основном связаны с нарушением манипуляторной функции и зрительно-моторной координации.

Изобразительную деятельность можно рассматривать не только как средство эмоционально-эстетического воспитания, но и как средство коррекции нарушенной познавательной деятельности, как средство интеллектуального развития ребёнка.

Занятия изобразительной деятельностью служат важным средством коррекции недостатков психофизического развития детей с двигательными нарушениями. Программа для дошкольников, страдающих детским церебральным параличом, имея в своей основе все те этапы, которые входят в программу для здоровых детей, должна включать дополнительные занятия, направленные на тренировку движений рук, развитие мелкой моторики, развитие зрительно-пространственного восприятия.

Специфика методов обучения состоит в применении средств, отвечающих клинико-психологическим особенностям детей с церебральным параличом.

Необходимо выделить виды деятельности, наиболее способствующие решению коррекционных задач. К таковым можно отнести аппликацию, лепку, трафарет, тренировочное рисование.

Занятия аппликацией способствуют развитию конструктивных возможностей, формированию представлений о цвете и форме. Достоинством этого вида деятельности является и его доступность: аппликацией могут заниматься дети, имеющие низкий уровень графических возможностей вследствие поражения рук.

Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, точности движений, корригирует нарушение мышечно-суставного чувства. Использование трафарета способствует воспитанию правильного движения, расширению графических возможностей ребенка с пораженными руками.

Тренировочное рисование — система графических упражнений для развития манипулятивной деятельности кисти руки.

В процессе занятий изобразительной деятельностью с детьми, страдающими церебральным параличом, решаются следующие задачи:

формирование целостного восприятия своего тела;
формирование правильного восприятия формы, величины, цвета предмета и умение передать их в изображении;
формирование правильного восприятия пространства, коррекция нарушения зрительно-пространственного восприятия;
развитие навыков конструирования;
развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации для подготовки к овладению навыками письма;
воспитание положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности и ее результатам;
развитие любознательности, воображения;
расширение запаса знаний и представлений.

В помощь родителям, а также педагогам, работающим с дошкольниками с церебральным параличом, могу порекомендовать занятия по изобразительной деятельности, разработанные Г. В. Кузнецовой. Они рассчитаны на детей с тяжелыми и средней тяжести проявлениями заболевания, которые в силу двигательных нарушений не могут овладеть этим видом деятельности без специального обучения.

Мы считаем, что изобразительную деятельность не только возможно, но и необходимо максимально использовать для коррекции недостатков психического и физического развития детей, развития их познавательной деятельности.

Тогда занятия рисованием, лепкой и другими видами изобразительной деятельности станут не только элементом коррекционно-развивающего обучения, но и будут способствовать социально-трудовой адаптации таких детей в дальнейшем.

Статья подготовлена логопедом-дефектолом детского инклюзивного центра Ивановой Любовью Александровной

, ,