Москва

Столица России. Город федерального значения, административный центр Центрального федерального округа и центр Московской области, в состав которой не входит. Крупнейший по численности населения город России — более 12,6 миллионов человек (из них 12% с инвалидностью) , самый населённый из городов в Европе. Расположена на западе России, на реке Москве в центре Восточно-Европейской равнины, в междуречье Оки и Волги. Как субъект федерации, Москва граничит с Московской и Калужской областями.

Согласно открытым данным Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы на начало 2021 года в Москве проживает более 1 миллиона людей с инвалидностью, из них 4,5% — это дети (45 700 человек).

Но эта цифра существенно больше, так как Москва – огромный мегаполис, в котором проживают не только постоянно зарегистрированные жители. Семьи из маленьких городов, воспитывающие детей с инвалидностью, зачастую переезжают в большие города, крупные мегаполисы для того, чтобы регулярно посещать реабилитационные центры, получать высококвалифицированную медицинскую помощь, обеспечить возможность своему ребенку посещать образовательные учреждения, приспособленные для обучения детей с особыми потребностями. Более того, есть дети и подростки с особенностями здоровья, в отношении которых не установлена инвалидность.

В 2020 году в Москве люди с инвалидностью прошли около 36 500 курсов комплексной реабилитации.  Курсы комплексной реабилитации предоставляют в 8 реабилитационно-образовательных и 11 реабилитационных центрах, а также в отделениях социальной реабилитации взрослых и детей с инвалидностью 95 территориальных центров социального обслуживания (ТЦСО). Услуги комплексной реабилитации подбираются индивидуально для каждого человека в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации или абилитации. В зависимости от оснащения учреждения оборудованием и наличия персонала могут оказываться мероприятия медико-социальной реабилитации, физкультурно-оздоровительные мероприятия, трудовая адаптация (работа в трудовых ремесленных мастерских).

За прошлый год в стационарной форме было проведено 5 500 курсов реабилитации, из них 2 000 — для детей. В нестационарной форме — около 28 600 курсов реабилитации, из них 9 400 — для детей. В 2020 году услуги по выездной реабилитации в специализированных здравницах Черноморского побережья и Московской области получили более 10 тысяч человек, из них порядка 3,2 тысячи — дети.

Всё это свидетельствует о том, что помощь взрослым и детям с инвалидностью, а также их семьям, в нашем регионе оказывается, причём комплексно, с привлечением разных специалистов, должного оборудования, технических средств реабилитации и т.д. Но даже если суммировать все показатели оказанных услуг, например, в 2020 году для детей было проведено, включая выездную реабилитацию в санаториях, всего 14 600 реабилитационных курсов), становится понятно, что, конечно, этого недостаточно, чтобы охватить всех нуждающихся. Так, только 32% детей с инвалидностью, официально зарегистрированных в Москве, прошли курсовую реабилитацию. А для развития и социализации ребенка с ОВЗ один или даже два курса реабилитации в год крайне мало, ведь реабилитация/ абилитация таких детей должна быть не только комплексной, но и длительной, непрерывной для достижения более эффективных результатов и положительной динамики. Альтернативой курсовой реабилитации может стать регулярная социальная реабилитация, длительная, желательно рядом с домом или неподалёку, в организациях, предоставляющих такую возможность. Большинство некоммерческих организаций, имеющих свои реабилитационные центры, работают именно по такой модели – оказывают помощь и поддержку своим благополучателям длительное время; усилия разных специалистов направлены на то, чтобы помочь детям и их семьям жить лучше. Некоммерческие организации, сотрудничающие с Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы (их около 120 по Москве), даже включены в «Социальный навигатор» (портал по поиску социальных услуг от ДТСЗН города Москвы). Благотворительный фонд «Гольфстрим» также входит в их число. Безусловно, охват целевой группы со стороны некоммерческого сектора не столь велик по сравнению с государственными учреждениями, но работая в партнерстве, решая общую социальную проблему (улучшение качества жизни людей с инвалидностью), число людей, получивших помощь, существенно увеличивается.

Человек в современном мире сталкивается с различного рода трудностями: экономические проблемы, снижение интереса к учебе и саморазвитию, проблемы в сфере коммуникации, хронические заболевания, инвалидность. Ограничения, связанные с состоянием здоровья, являются наиболее трудно преодолимыми. Личностное отношение к окружающему миру, его явлениям заключается в эмоциональном отклике к ним, который выражается не только в умении видеть многогранный мир, но и полноценно жить в нем, ощущать в себе гармонию внутреннего и внешнего «Я», чувствовать себя свободной творческой его частью. Культурной нормой развития людей с ограниченными возможностями здоровья является их право ощущать себя полноценными, общественно-полезными членами социума, ориентированными на созидательную деятельность, с раскрытием имеющихся у них внутренних резервов. Особое значение имеет именно система совместной деятельности с нормотипичными людьми. Практики, исключающие атмосферу изоляции одних от других, позволяют формировать в обществе культурную норму отношения к человеку с ОВЗ как к личности, а в их достижениях видеть ценность всего сообщества.

Существенной проблемой людей с ОВЗ является нарушение их связи с окружающим миром, неустойчивость и малочисленность социальных контактов, ограниченное общение, недостаток знаний и недоступность элементарного образования. Это часто приводит к социальной изоляции. Но не все в обществе осознают ценность каждого его представителя. Даже учитывая то, что полноценное участие каждого человека в жизни социума является серьезным толчком для развития общества в целом.

По данным Фонда социального страхования Российской Федерации, за период до пандемии только около 29% людей с инвалидностью старше 15 лет совершают за год хотя бы одну туристическую или экскурсионную поездку. Театры, кинотеатры, концерты и музеи посещают также немногие – всего 33%. Статистические данные говорят нам об отсутствии не только досуга, но и условий комфортной жизни более чем у 2/3 людей с инвалидностью.

В нашей стране существующая система поддержки семей, воспитывающих детей, определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной модели социального и психолого-педагогического сопровождения, воспитания и обучения детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Появилась необходимость и обязательность признания прав и предоставления равных возможностей людям с особыми потребностями, в переосмыслении обществом и государством своего отношения к ним.

Результат обучения и воспитания ребенка, с какими бы особенностями он ни был, не сводится к обученности, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социального благополучия и защищенности. Достижение оптимального уровня социального благополучия и защищенности для многих семей становится неразрешимой социальной проблемой, особенно для семей с особым ребенком. Поэтому развитие ребенка, особенно ребенка с ОВЗ, не заключается только в преодолении трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечение условий для успешной социализации, поддержания и сохранения здоровья, коррекции нарушений, социальной реабилитации.

Ребенок с ОВЗ, как и все остальные дети, в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого: особенности его здоровья (физические и психические) меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека. Среди различных категорий детей, нуждающихся в комплексной реабилитации и помощи специалистов, особое место занимают дети и подростки с ментальными особенностями и с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, которые еще сравнительно недавно даже не включались в специально организованную образовательно-развивающую среду. Включение детей и подростков с разными особенностями в одно пространство это не просто их нахождение в нем, это взаимодействие, совместная деятельность и общение, требующие сформированности соответствующих психических свойств и умений всех участников, готовности взаимодействовать друг с другом.

Одной из актуальных проблем современного общества является обучение и процесс социализации людей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивный подход дает возможность создать такое пространство, в котором любой ребенок, в том числе с инвалидностью, может быть включен в социальную жизнь, что позволит ему добиваться успехов, ощущать безопасность и свою значимость в коллективе сверстников.

Социализация личности – процесс сложный и противоречивый, в нем приходится постоянно преодолевать многочисленные препятствия и кризисы. Однако детям и подросткам это дается гораздо труднее. Сложности и противоречия, встречающиеся на их пути, затрудняют процесс социализации, что влечет за собой «позднее взросление», «социальную пассивность», «малый социальный возраст», «позднее социальное взросление» и др. Социализация как социально-педагогическое явление может отражать целый ряд иных проблем, являющихся причинами нарушений процесса социализации:

а)проблемы взаимодействия детей и подростков с социумом: взаимоинформирование, получение информации, трудности понимания, неправильное восприятие информации и неправильные действия; трудности согласования своих действий, потребностей, желаний и требований социума, вступление в противоречие и конфронтацию; трудности из-за отсутствия знаний, навыков, умений и личностных качеств для совместной деятельности, общения; агрессивность или безразличность к социальной среде, к окружающим, непонимание их;

б) проблемы адаптации детей и подростков к социальной среде, к профессиональной деятельности: социальная дезадаптация; профессиональная дезадаптация; школьная дезадаптация; неадекватное восприятие социального опыта, неадекватная ответная реакция на него; трудности, сложности принятия или оказания помощи другому, установления контактов; противоречия, отсутствие совместимости взрослых и детей, сходства семейных ценностей;

в) проблемы оценки результатов социализации детей и подростков: необъективная оценка уровня социализированности (завышенная, заниженная или безразличная оценка); неадекватность реакции на объективную оценку окружающих; незнание, отсутствие навыков объективной оценки результатов своего труда, места и роли в коллективе; переоценка своего вклада в совместную деятельность; сокрытие своих слабых мест социализации и соглашение с их наличием, отсутствие стремления избавиться от них.

В Москве проект «Мы в зоне доступа» представлен тремя  взаимодополняемыми проектами, созданными и реализуемыми специалистами благотворительного фонда «Гольфстрим» уже несколько лет. Это проекты:

  • Подростковый клуб
  • Школа осознанного волонтерства «Вместе весело»
  • Школа повышения родительской компетентности «Я Родитель»

Проекты являются модулями и составляющими частями технологии социализации подростков и молодых людей с ОВЗ, применяемой в рамках инклюзивного, комплексного и системного подходов работы.  Об этой технологии мы и рассказываем в регионах, демонстрируя «в действии» каждый из модулей и проводя встречи с представителями различных организаций в городах проведения, вовлекая всех стейкхолдеров регионов. В Москве мероприятия в рамках проекта «Мы в зоне доступа» прошли в мае-июне 2021 года. Участники проекта «Подростковый клуб» из трех разных групп в сопровождении волонтеров из «Школы осознанного волонтерства» и вновь присоединившихся к ним волонтеров, которые проявили интерес непосредственно к проекту «Мы в зоне доступа», веселой группой исследователей гуляли по городу, общались, фотографировали памятные места и привлекательные для них объекты. Ребята решили, что свои маршруты будут фиксировать на фотокамеру, а фотографии осенью используют для составления общей выставки. Так, они посетили «Сад будущего» и «Парк Горького», прогулялись по городским улицам, прошлись по набережной, сходили в музей «Экспериментаниум» и в Московский Планетарий. Кадры этих прогулок вошли в три разные ролика, раскрывающие разные аспекты доступности: «Мой доступный город-Доступный парк», «Доступный музей» и самый необычный ролик – о доступности и свободе общения и творчества «Жара».

Доступный парк
Доступный музей
Жара

Проект нацелен на максимально возможную подготовку подростков и молодых людей с ОВЗ ко взрослой жизни и содействие их успешной интеграции в общество. «Подростковый клуб» комплексно и системно помогает подросткам подготовиться и начать полноценную, интересную, самостоятельную жизнь.

Социально-психологические занятия в клубе позволяют расширить у подростков и молодежи с ОВЗ представления об окружающем мире, получить необходимые компетенции для бесконфликтной интеграции в социум. Регулярные встречи с ребятами и их родителями обеспечивают создание компетентностной базы, способствующей готовности к самостоятельному выходу подростков и молодых людей в общественные городские пространства в сопровождении не родителей, а волонтеров-сверстников. Практические мероприятия, реальные выходы в город дают возможность закрепить все усвоенные знания, применяя их на практике, приобретая положительный социальный опыт. При этом участники чувствуют себя безопасно и уверенно в различных институциях современного общества. В рамках программы мы учим детей общаться и коммуницировать как между собой, так и в обществе, даём возможность подопечным раскрыть свои способности, выбрать направления для развития. А также знакомим ребят с внешним миром, организуем для них самостоятельные выходы в разные места города: кафе, музеи, парки, магазины и т.д., знакомя их с правилами поведения в обществе.

Для воплощения этого мы находим новые партнерские организации, готовые поддерживать подростков с ограниченными возможностями здоровья, что помогает в развитии инклюзивной культуры в обществе, где есть место каждому.

Отличительной особенностью нашего подросткового клуба является не только работа с подростками и молодыми людьми, имеющими особенности здоровья, но и с их семьей (родителями, братьями и сестрами, бабушками и дедушками, от которых во многом зависит результат наших общих усилий), а также с ближайшим социальным окружением, в котором потенциально будет самореализовываться подросток с особыми потребностями.  Так, мы проводим просветительскую работу для нормотипичных подростков и молодых людей, рассказывая про различия, про то, почему ребята с особенностями здоровья нуждаются в принятии, лояльности, поддержке со стороны окружающих, показываем, чем они интересны и как общение с ними может обогатить опыт. Мы создаем основу для осознанного социального волонтерства, учим взаимодействовать друг с другом конструктивно и эффективно, учитывая особенности каждого.

В свою очередь и родители получают психологическую поддержку в рамках реализации проекта, необходимую для поддержания и развития полученных их детьми навыков и компетенций для свободного общения в социуме.

Важно, чтобы само социокультурное пространство, в котором живет и развивается человек, было инклюзивным, чтобы с раннего детства ребенок, вне зависимости от своих особенностей, имел возможность быть включенным в группу сверстников и активную деятельность, общение, позволяющие освоить необходимые социальные нормы и правила, а окружающие терпимо относились к нему, принимали бы его таким, какой он есть. Но это не случается само по себе. Детей нужно этому учить. Каждый ребенок является частью своей семейной системы, а потому многое зависит от отношения и позиции его родителей.  Основами инклюзивной модели являются признание исключительной ценности и уникальности каждой личности, независимо от ее психофизических особенностей, и направленность на создание специальных условий, обеспечивающих успешную социализацию каждого ребенка. А системная работа с семьями обеспечивает принятие таких ценностей.

Инклюзия – это долгосрочная стратегия, требующая терпения и терпимости, систематичности и последовательности, непрерывности, комплексного подхода для ее реализации. На современном этапе инклюзия является ведущей тенденцией в развитии системы поддержки семей с особым ребенком во всем мировом сообществе.

Зачем нужны программы повышения родительской компетентности?

Работая с семьями, воспитывающими детей и подростков с различными ОВЗ, мы часто задумываемся над тем, как вовлечь мам и пап в процесс развития и дальнейшей социализации в качестве активных участников. Ведь от того, какую позицию занимает родитель, во многом зависит и результат проводимой работы.  Помочь семье можно только тогда, когда все её члены хотят этого и действуют сообща, открыты для принятия помощи извне.  Родители должны быть компетентными и грамотными в воспитании и развитии своего ребенка, особенно ребенка с ОВЗ.

Одна из мам, посещающая нашу программу «Я Родитель» заметила:

«Мне всегда было непонятно, почему на курсах будущих родителей учат только тому, как рожать и ухаживать за младенцем? Ведь не менее важно знать, что дальше делать с ребенком, как воспитывать, чему учить, как рядом сосуществовать, чтобы это было с минимальным стрессом и максимальной пользой для самого ребенка, его родителей и общества…»

Ценные слова. Но они рождаются у родителей только тогда, когда они уже преодолели сопротивление и сделали шаг к собственному саморазвитию, повышению своей грамотности и компетентности. Это слова родителей, которые хотят понимать природу развития своего особого ребенка, помогать ему преодолевать возникающие трудности, быть эффективными.

Именно поэтому во всех наших программах и проектах мы стараемся максимально учесть и продумать возможность участия в них не только детей и подростков, но и родителей.  Для мам, пап, бабушек и дедушек  мы разработали модульную программу повышения родительской компетентности «Я Родитель». Она предназначена оказать родителям информационно-консультативную, обучающе-развивающую, просветительскую, профилактическую, эмоциональную поддержку.  Более того, программа может быть автономной и проводиться сама по себе или же может стать дополнительным модулем смежной программы, такой, как например, «Подростковый клуб». Взросление ребенка с особыми потребностями сопряжено с множеством специфических трудностей, и родители часто не справляются с ними в одиночку.  Так, приходя в «Подростковый клуб», родители часто говорят: «Я хочу, чтобы мой ребенок, наконец, начал общаться со сверстниками, с большими детьми! А он все играет с малышами…» Вполне естественное желание родителя, нам действительно важно, чтобы наши дети в свои 13-14 лет умели общаться со сверстниками, имели друзей и т.д. Но не все так просто. Подростки с ОВЗ часто запаздывают в своем психическом развитии, а потому даже в 13 лет могут иметь совсем иные потребности, нежели ребята в подростковом возрасте, да и многие социально значимые умения, опирающиеся на определенные психические свойства, оказываются еще несформированными. И объяснить тревожащейся маме, что ее любимое чадо еще не готово взаимодействовать более или менее «на равных» с другими подростками, а по-прежнему хочет катать паровозик, бывает непросто. Еще сложнее самой маме принять эту данность.

В рамках программы «Я Родитель» мы предоставляем родителям возможность посещать тематические встречи и творческие мастер-классы с разными специалистами, получать индивидуальную консультативную и психологическую помощь, участвовать в общих мероприятиях для детей и родителей, а также взаимодействовать друг с другом, что не менее важно.

Живое участие, атмосферу поддерживающего пространства, взаимный обмен энергией и опытом трудно заменить чем бы то ни было. Родители, активно участвующие в мероприятиях, отмечают, что такая форма поддержки для них оказалась более эффективной, т.к. имеет, в первую очередь, практическую направленность.

Родителям нужно пространство, где они могли бы не только приобрести знания, сформировать полезные практические умения (компетенции эффективного родителя), но и ощутить большую уверенность в себе, собственных силах, оценить возможности и ресурсы свои собственные, ребенка и семьи в целом, получить обратную связь и поддержку от специалистов и других родителей.

Наблюдая за динамикой работы в родительской группе, читая отзывы родителей, мы понимаем, что такие программы действительно нужны. Они дают импульс для развития родителей.

Согласно Л.С. Выготскому, недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешной интеграции в общество связана не с их биологическим неблагополучием, а с неким «социальным вывихом», нарушающим связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития. Исправление этого «вывиха» происходит через освоение «особыми» детьми многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, их использования в реальных ситуациях. Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — участия в жизни группы нормативно развивающихся сверстников, воспитанных в духе толерантности. Поэтому только инклюзивные пространства могут обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие.

Детям и подросткам с особенностями развития бывает сложно установить контакт с новым человеком, им нелегко находить друзей, поддерживать разговор. А нам? Что мы чувствуем, когда видим подростка на коляске или с ментальными особенностями? Большинство из нас испытывает самые добрые чувства — да, мы готовы помочь, общаться. Но стесняемся порой даже подойти, заговорить, предложить помощь. Чувствуем себя скованно, ведь мы не знаем, как сделать всё и душевно, и правильно. Потому что, кроме добрых намерений, здесь нужны знания и навыки, которые в обычную школьную программу не входят. Нас этому не учили, но надо с чего-то начинать, правда? 

Как добиться, чтобы встреча людей с разными особенностями стала взаимно полезной и позитивной? Несомненно, к этой встрече нужно готовиться. Готовить нужно как людей с особенностями, так и нормотипичных, и начинать подготовку по возможности раньше — в детском и подростковом возрасте. На сегодняшний день существует достаточное число проектов, таких, как «Подростковый клуб», по подготовке детей и подростков с ОВЗ к жизни в обществе. Но по-прежнему есть необходимость в подготовке нормотипичных детей к общению с особенными сверстниками. Ведь они не смогут моментально и сами по себе стать не только чуткими и внимательными, но и умеющими правильно помогать. Учитывая особенности людей с ОВЗ, нужна не только эмоциональная готовность помогать, но и соответствующие компетенции.

В этом поможет наш проект «Школа волонтёра «Вместе весело», реализуемый нашей командой на базе АНО Инклюзивный центр поддержки детей с особенностями развития и их семей «Вместе весело шагать».

Проект Школа волонтёра «Вместе весело» — инклюзивная площадка, где школьники получают знания о культуре инклюзивного общества, учатся взаимодействовать с людьми с особенностями развития, получают навыки волонтёрства. Благодаря полученным знаниям общение между всеми детьми становится естественным.

Целью проекта является формирование у нормативно развивающихся подростков и молодых людей (школьников и студентов) эмоционального интеллекта и эмпатии, обучение эффективной коммуникации, командной работе и умению помогать людям с особенностями здоровья, а также предоставление возможности реализовать себя в волонтёрском труде.

Для этого мы с нашими психологами-тренерами даем теоретические знания на еженедельных занятиях. Закрепляем их на практике: вместе с детьми и подростками с особенностями развития проводим мастер-классы, праздники, концерты, квесты, а также организуем совместные выходы в театры, на выставки, в музеи. В школе будущие волонтёры учатся эффективно общаться с людьми с особенностями развития и помогать им.

Офлайн мероприятия проходят на базе нескольких московских школ. Но принять участие в проекте сможет любой студент или школьник от 12 лет из любого региона России. Для ребят из других городов мы разработали онлайн курс, и каждый участник в регионе может пройти наш курс «Осознанное компетентное волонтёрство» на образовательной онлайн-платформе Stepik. Курс разбит на тематические блоки, материал легко усваивается. Все вопросы — а мы уже убедились, что их бывает много — можно задать преподавателю или обсудить на групповой онлайн-встрече. Возможно, не все выпускники школы смогут в дальнейшем много времени уделять волонтёрской работе. Но знания и навыки, которые они получат — эффективно общаться, работать в команде, разрешать конфликты, организовывать и проводить мероприятия — пригодятся им в обычной жизни.

Также в поддержку людей с инвалидностью в Москве работают различные организации, государственные и некоммерческие, реализующие множество успешных практик и проектов, направленных на создание условий для социализации людей с ОВЗ. Все организации, помогающие детям и взрослым с ОВЗ, включены в основные реестры и перечислены на многих порталах. Так, например, с перечнем государственных социозащитных организаций и СО НКО, действующих на территории Москвы и Московской области, можно ознакомиться на сайте Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы (https://dszn.ru/) и в «Социальном навигаторе» (http://sn.fss.ru/).

Также помогающие организации указаны на портале mos.ru

Вот некоторые из них:

Паллиативная медицинская помощь направлена не на лечение, а на улучшение качества жизни человека с тяжелым и опасным для здоровья заболеванием.

— «Дом с Маяком»;

— «Вера»;

— «Детский паллиатив»;

— «Фонд Ройзмана»;

— «Обнимая небо»;

— «Фонд имени Анжелы Вавиловой»;

— «Защити жизнь»;

— «Близко к сердцу».

— «ГАООРДИ»;

— «Все дети могут»;

— «Апельсин»;

— «Преодолей-ка»;

— «Близкие другие»;

— «Галчонок»;

— «Обнаженные сердца»;

«Перспективы»;

— «Фонд поддержки слепоглухонемым «Соединение»

— «Жизненный путь»;

— «AdVita»;

— «Живой»;

— «Редкие люди»;

— «Артемка»;

— «Берегиня»;

— «Подари жизнь»;

— «Семьи СМА»;

— АНО «Ветер надежд»;

— «Возрождение»;

— «Дети-бабочки»;

— «Детские сердца»;

— «Живи сейчас»;

— «Кислород»;

— «МойМио»;

— «Настенька»;

— «Подсолнух»;

— «Спина бифида»;

— «Фонд борьбы с инсультом «ОРБИ»;

— «Фонд борьбы с лейкемией»;

— «Фонд Константина Хабенского»;

— «Хрупкие люди»;

— Благотворительный фонд помощи тяжелобольным людям «Гольфстрим»;

— АНО Инклюзивный центр поддержки детей с особенностями развития и их семей «Вместе весело шагать»;

Центр развития и поддержки глухих и слабослышащих детей и их родителей «Я понимаю»

Уверенное начало

КРОО​ «Служба лечебной педагогики»

Центр «Одухотворение»

АНО «ЦСП «Инклюзивная молекула»

АНО «Центр «Содействие»

БФ «Движение вверх»

БФ «Подарок ангелу»

БФ «Подари солнечный свет»

РОО «ЦЛАПА «Золотая пропорция»

Инклюзивный детский центр «Город Солнца»

Благотворительный фонд «Звезда»

Семейный клуб «Солнечный ветер»

БФ «Цвет жизни»

Детский центр «Солнце мое»

Класс «Навстречу»

Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Особый ребенок»

Центр доктора Архипова

Центр «Радуга» на Мясницкой

Центр материнства и здоровья ребенка

Центр детского физического развития и реабилитации «Улыбка ребенка»

Уверенный Баланс

Центр детской психологии «Август»

Центр поддержки и развития для детей с РАС и особенностями развития «Благо»

Школа Святого Георгия Победоносца (Вальдорфская школа) 4308

Пироговская школа 1828

АНО «Социальный центр «Развитие»

Детский развивающий центр «Эстер»

и др.