Мы в зоне доступа
Межрегиональный инклюзивный проект, разработанный Благотворительным фондом «Гольфстрим» и реализуемый в партнерстве с региональными НКО при поддержке Фонда Президентских грантов.
Проект реализуется победителем конкурса «Новое измерение» благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Проект «Мы в зоне доступа» был задуман как социальная лаборатория, объединяющая абсолютно разных участников с разными особенностями, но со схожими потребностями – жить в общем комфортном и доступном городском пространстве, свободно общаясь с окружающими, несмотря на различия, понимать друг друга, сотрудничать, творчески самовыражаться.
Участниками проекта стали подростки и молодые люди с особыми потребностями и без них, учащиеся школ, лицеев, СУЗов и ВУЗов, родители и специалисты, занимающиеся социокультурной реабилитацией детей и взрослых с особенностями здоровья, представители некоммерческого сектора и ресурсных центров.
Проект направлен на объединение усилий специалистов и ресурсов некоммерческих и государственных социозащитных и образовательных организаций, родительских, волонтерских сообществ, то есть всех заинтересованных в решении данной социальной проблемы,– стейкхолдеров регионов для создания открытого информационного пространства. Данная платформа служит его отражением, указывая на доступность и инклюзивность городской среды в регионах, участвующих в проекте, а также рассказывает об успешных действующих и уже реализованных социальных проектах, которые важно развивать и тиражировать.
Цель проекта
Объединение опыта и усилий всех заинтересованных организаций, специалистов, сообществ в регионах, занимающихся социализацией детей с особыми потребностями, по созданию единого информационного ресурса, применяемого в практике.
Для этого на общих встречах мы знакомимся с опытом региональных организаций, делимся своими наработками и совместно реализуем проект, раскрывая методологические основы предлагаемой специалистами технологии социализации подростков и молодых людей с инвалидностью. А именно: проводим тренинговые занятия как в группе участников с особенностями здоровья, так и их сверстников, не имеющих таких особенностей, но открытых для принятия и дружеского взаимодействия с другими людьми с разными особенностями, в последующем становящихся волонтерами проекта.
Занятия с ребятами сначала идут параллельно. Их главное предназначение – расширить представления участников и сформировать нужные для эффективного взаимодействия умения. Ведь понимание, готовность принимать и коммуникация – важные инструменты социализации. Также специалисты проводят тренинг креативности. Совместная творческая деятельность максимально приближает нас к свободному взаимодействию, ибо каждый в ней может себя проявить так, как у него это получается. Пройдя подготовку, ребята встречаются в общем пространстве, знакомятся, узнают друг друга и начинают действовать как единая команда. Вместе они исследуют пространство своего города: насколько оно дружелюбно и организовано для жителей с разными особенностями. По итогам совместных прогулок мы создаем ролик при участии ребят.
Родители также становятся активными участниками, так как в социализации они играют не менее значимую роль. Возможность переосмысления собственной родительской позиции и изменение отношения к ситуации является важным условием социализации.