Инклюзия в действии
Проект реализуется при поддержке фонда Елены и Геннадия Тимченко.
Цель — внедрение в Обнинске (Калужская область) программы комплексной системной заботы для семей с детьми с особенностями развития в возрасте от 12 до 24 лет на базе семейного клуба «Особые возможности» при АНО ОЦП «Спас».
Наши благополучатели
- Неполные семьи с детьми (ребенком), у которого наблюдаются ментальные нарушения, но не установлена инвалидность, в возрасте от 12 до 18 лет;
- Семьи с детьми (ребенком), который имеет ОВЗ или инвалидность, в возрасте от 12 до 24 лет.
Проблемы благополучателей проекта
Проблемы подростков, на решение которых направлен проект:
- Трудности процесса социализации, развития адаптационных механизмов вследствие ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, невозможности полноценного общения в реальных ситуациях.
- Нарушение связи с социальным миром из-за сниженной способности к обобщению и присвоению общественного опыта.
- Непродуктивные социальные контакты. Непонимание собственных желаний и возможностей, ориентация на мнение родителя, эмоциональная незрелость.
- Ограниченность ресурсов, помогающих в социализации детей с ОВЗ.
Проблемы родителей подростков:
- Часто сами дезориентированы. Они тревожатся за будущее своих повзрослевших детей, осознают ограничения своего ребенка, не видят позитивного характера возрастных изменений.
- Недостаточный уровень специфических родительских компетенций. К подростковому возрасту в ситуации накопившегося негатива воспитательный ресурс семьи снижен, а родитель не в состоянии полноценно удовлетворить собственные потребности, а также базовые потребности ребенка, в системе его воспитания и обучения, развития и социализации.
- Неготовность (высокий уровень тревожности) к сепарации детей на фоне желания достигнуть max самообслуживания и самообеспечения взрослого ребенка.
- Наличие негативных установок, растерянности, беспомощности в ощущении настоящего и планировании будущего. Неуверенность в «завтрашнем дне» выросшего ребенка.
В проекте использована практика в рамках семейно-центрированного подхода, работающая с 2018 года, в соответствии с методом темацентрированного взаимодействия, принципом living-learning – проживание-научение. Практику Фонд реализует с 2018г. в СВАО г. Москвы совместно и на базе АНО инклюзивного центра «Вместе весело шагать», с 2020 года в регионе Калуга, с 2021 года по н.в. в Калуге, Орле, Владикавказе, Владимире, Балашихе. С 2021 года практика, включающая в себя работу с семьей (родителями и подростками с ОВЗ и инвалидностью) была дополнена обучением специалистов работе с волонтерами и с сотрудниками социокультурных учреждений и жизнеобеспечивающих (магазины, аптеки).
Президент фонда Якимова Виктория Вячеславовна
Национальные цели развития и проект
НЦР №1 в части:
- Повышение в обществе значимости семьи с детьми, формирование ответственного родительства, развитие родительских компетенций
- Повышение безопасности участников дорожного движения
- Формирование у населения приверженности к здоровому образу жизни
- Развитие безбарьерной среды
НЦР №2 в части:
- Создание условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья
- Информационная кампания в целях популяризации добровольчества (волонтерства)
- Обучение добровольцев (волонтеров) и координаторов добровольцев (волонтеров)
- Привлечение детей и молодежи к изучению классических произведений культуры, формирование привычки к регулярному посещению культурных мероприятий
НЦР №3 в части:
- Развитие системы экологического образования и разработка программ, направленных на формирование бережного отношения к окружающей среде
График реализации проекта в 2023 — 2025 гг.
Ожидаемые результаты
- У уязвимых семей с детьми появится возможность получить своевременную комплексную поддержку по месту жительства, которая поможет справиться с проблемами и воспитывать ребёнка в благополучной семейной среде.
- У подростков сформированы базовые социально одобряемые паттерны для различных сообществ: подростки имеют средний или высокий уровень по практическому применению компетенций (коммуникативные, бытовые навыки, трудовые), часть из них демонстрирует сформированность волевых качеств, демонстрируют стабильно положительное эмоциональное состояние. пересмотрели собственные ресурсы и ограничения, мотивированы на проактивную позицию.
- Родители ресурсны, готовы воспитывать подростков в семье, и готовят себя и ребенка к будущей возможной сепарации, знают когда и как она будет происходить: демонстрируют улучшение эмоционального состояния, имеют достаточный уровень необходимых специфических родительских компетенций (касающихся ребенка, семьи, самовосприятия, внешних коммуникаций), демонстрируют низкую конфликтность, имеют представление о возможно самостоятельном будущем ребенка и собственной роли в нем.
- У стейкхолдеров региона (специалистов НКО, медицинских, образовательных, социокультурных и иных учреждений, вкл. магазины, аптеки, музеи) углублены знания о коммуникации с людьми с особенностями развития, они готовы проводить инклюзивные мероприятия, оказывать поддержку в рамках своих должностных функций и добрососедства.