Инклюзия в действии

Проект реализуется при поддержке фонда Елены и Геннадия Тимченко.

Цель — внедрение в Обнинске (Калужская область) программы комплексной системной заботы для семей с детьми с особенностями развития в возрасте от 12 до 24 лет на базе семейного клуба «Особые возможности» при АНО ОЦП «Спас».

Наши благополучатели

  • Неполные семьи с детьми (ребенком), у которого наблюдаются ментальные нарушения, но не установлена инвалидность, в возрасте от 12 до 18 лет;
  • Семьи с детьми (ребенком), который имеет ОВЗ или инвалидность, в возрасте от 12 до 24 лет.

Проблемы благополучателей проекта

Проблемы подростков, на решение которых направлен проект:

  1. Трудности процесса социализации, развития адаптационных механизмов вследствие ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, невозможности полноценного общения в реальных ситуациях.
  2. Нарушение связи с социальным миром из-за сниженной способности к обобщению и присвоению общественного опыта.
  3. Непродуктивные социальные контакты. Непонимание собственных желаний и возможностей, ориентация на мнение родителя, эмоциональная незрелость.
  4. Ограниченность ресурсов, помогающих в социализации детей с ОВЗ.


Проблемы родителей подростков:

  • Часто сами дезориентированы. Они тревожатся за будущее своих повзрослевших детей, осознают ограничения своего ребенка, не видят позитивного характера возрастных изменений.
  • Недостаточный уровень специфических родительских компетенций. К подростковому возрасту в ситуации накопившегося негатива воспитательный ресурс семьи снижен, а родитель не в состоянии полноценно удовлетворить собственные потребности, а также базовые потребности ребенка, в системе его воспитания и обучения, развития и социализации.
  • Неготовность (высокий уровень тревожности) к сепарации детей на фоне желания достигнуть max самообслуживания и самообеспечения взрослого ребенка.
  • Наличие негативных установок, растерянности, беспомощности в ощущении настоящего и планировании будущего. Неуверенность в «завтрашнем дне» выросшего ребенка.

В проекте использована практика в рамках семейно-центрированного подхода, работающая с 2018 года, в соответствии с методом темацентрированного взаимодействия, принципом living-learning – проживание-научение. Практику Фонд реализует с 2018г. в СВАО г. Москвы совместно и на базе АНО инклюзивного центра «Вместе весело шагать», с 2020 года в регионе Калуга, с 2021 года по н.в. в Калуге, Орле, Владикавказе, Владимире, Балашихе. С 2021 года практика, включающая в себя работу с семьей (родителями и подростками с ОВЗ и инвалидностью) была дополнена обучением специалистов работе с волонтерами и с сотрудниками социокультурных учреждений и жизнеобеспечивающих (магазины, аптеки).

Президент фонда Якимова Виктория Вячеславовна

Национальные цели развития и проект

НЦР №1 в части:

  • Повышение в обществе значимости семьи с детьми, формирование ответственного родительства, развитие родительских компетенций
  • Повышение безопасности участников дорожного движения
  • Формирование у населения приверженности к здоровому образу жизни
  • Развитие безбарьерной среды

НЦР №2 в части:

  • Создание условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья
  • Информационная кампания в целях популяризации добровольчества (волонтерства)
  • Обучение добровольцев (волонтеров) и координаторов добровольцев (волонтеров)
  • Привлечение детей и молодежи к изучению классических произведений культуры, формирование привычки к регулярному посещению культурных мероприятий

НЦР №3 в части:

  • Развитие системы экологического образования и разработка программ, направленных на формирование бережного отношения к окружающей среде

График реализации проекта в 2023 — 2025 гг.

Информирование о программе комплексной системной заботы для семей с детьми с особенностями развития в возрасте от 12 до 24 лет.

  • Информирование стейкхолдеров — специалистов психологов, социальных педагогов, дефектологов и студентов профильных ВУЗов города об обучении и запись на обучение.
  • Информирование семей с детьми с особенностями развития о проекте и проведение диагностики для включения в проект.
  • Информирование стейкхолдеров — волонтеров города об обучении и запись на обучение.

Обучение стейкхолеров региона (специалистов, волонтеров) оказанию помощи семьям с детьми с особенностями развития.

Курсы проекта :

«Курс по работе с детьми с ментальными нарушениями» и «Курс по работе с родителями детей с ОВЗ«- обучение по подготовке, организации, ведению, анализу деятельности по социализации подростков с инвалидностью и работе с членами их семей. Для кого: специалисты НКО, общественных объединений, студенты
и молодые специалисты

«Социальное волонтерство» — обучение волонтеров основам коммуникации с людьми с ОВЗ и организации инклюзивных мероприятий.

Проведение мероприятий в формате социально-психологического тренинга, направленных на формирование и развитие базовых социальных навыков и комплексных социальных действий у подростков с ОВЗ, углубление специфических компетенций у родителей, проведение выездных мероприятий.

Информирование стейкхолдеров — специалистов организаций, подведомственных Министерству труда и социальной защиты Калужской области, представителей социокультурных учреждений, аптек и магазинов об обучении и запись на обучение, обучение по курсу «Ценность каждого».

Курс «Ценность каждого» — обучение по подготовке организации к приему людей с ОВЗ в качестве посетителей или работников. Для кого: социально ориентированный бизнес, специалисты НКО, образовательных учреждений, организаций культуры, досуга, планирующих развитие доступной среды и сотрудничество с людьми с ОВЗ.

Проведение исследования об учреждениях, оказывающих помощь семьям с детьми с особенностями развития в возрасте от 12 до 24 лет. Ознакомление их с практикой и проектом.

Проведение круглого стола по теме: «Помощь сообщества уязвимым семьям с подростками с особенностями развития». Афиширование результатов 1 этапа проекта. Представление результатов исследования.

Обучение специалистов: психологов, дефектологов, социальных педагогов, а также студентов по курсам: работа с родителями подростков с ОВЗ или инвалидностью модули «Профориентация»,» Сексуальное воспитание», работа с подростками с ОВЗ или инвалидностью модуль «Профориентация», «Личные границы и сексуальная безопасность».

Проведение мероприятий в формате социально-психологического тренинга, направленных на формирование и развитие базовых социальных навыков и комплексных социальных действий у детей, углубление специфических компетенций у родителей, проведение выездных мероприятий.

Набор новых волонтеров. Обучение волонтеров по курсу «Социальное волонтерство. Модуль наставничество».

Проведение межрегионального круглого стола по теме: «Помощь сообщества уязвимым семьям с подростками с особенностями развития». Афиширование результатов всего проекта.

Ожидаемые результаты

  • У уязвимых семей с детьми появится возможность получить своевременную комплексную поддержку по месту жительства, которая поможет справиться с проблемами и воспитывать ребёнка в благополучной семейной среде.
  • У подростков сформированы базовые социально одобряемые паттерны для различных сообществ: подростки имеют средний или высокий уровень по практическому применению компетенций (коммуникативные, бытовые навыки, трудовые), часть из них демонстрирует сформированность волевых качеств, демонстрируют стабильно положительное эмоциональное состояние. пересмотрели собственные ресурсы и ограничения, мотивированы на проактивную позицию.
  • Родители ресурсны, готовы воспитывать подростков в семье, и готовят себя и ребенка к будущей возможной сепарации, знают когда и как она будет происходить: демонстрируют улучшение эмоционального состояния, имеют достаточный уровень необходимых специфических родительских компетенций (касающихся ребенка, семьи, самовосприятия, внешних коммуникаций), демонстрируют низкую конфликтность, имеют представление о возможно самостоятельном будущем ребенка и собственной роли в нем.
  • У стейкхолдеров региона (специалистов НКО, медицинских, образовательных, социокультурных и иных учреждений, вкл. магазины, аптеки, музеи) углублены знания о коммуникации с людьми с особенностями развития, они готовы проводить инклюзивные мероприятия, оказывать поддержку в рамках своих должностных функций и добрососедства.

Новости проекта

Выход в город у подростков из Обнинска

Выход в город у подростков из Обнинска

Подростки из города Обнинска получили уникальный опыт, который стал для них первым шагом к самопознанию и развитию в социально-эмоциональной сфере. Это был «выход в город», Подробнее «%s»

Успешное разрешение конфликтов: занятия для родителей в Обнинске

Успешное разрешение конфликтов: занятия для родителей в Обнинске

В городе Обнинске по проекту «Инклюзия в действии» прошли обучающие занятия для родителей, посвященные искусству успешной работы с конфликтами. В рамках мероприятия участники провели ряд Подробнее «%s»

Обязанности в доме

Обязанности в доме

Обязанности в доме у подростка с ограниченными возможностями здоровья могут быть особенными и требуют терпеливого и заботливого подхода. Важно помнить, что подросток с ОВЗ, как Подробнее «%s»

Развитие совместных усилий

Развитие совместных усилий

На прошедшем 20-21 марта форуме «Туда, где семья», организованном благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко, приняла активное участие сотрудник благотворительного фонда «Гольфстрим» Марина Евгеньевна Веденьева. Подробнее «%s»

Проект «Инклюзия в действии» в г. Обнинске укрепляет семейные узы

Проект «Инклюзия в действии» в г. Обнинске укрепляет семейные узы

В рамках проекта «Инклюзия в действии» в г. Обнинске успешно проводится цикл занятий по работе с эмоциями у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. На Подробнее «%s»