Искусство быть | итоги 2020-2021 год

Проект «Искусство быть» был инициирован в 2018 году
Государственным центром современного искусства и
Благотворительным фондом помощи тяжелобольным людям «Гольфстрим»
в рамках программы «Современное искусство и особое восприятие».

Локации 2020-2021:
Выкса
Краснодар
Москва

С 2020 по 2021 год проект реализуется победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

C 4 марта по 9 мая 2020 года был открыт прием заявок для региональных художников и художественных коллективов на участие в выставке «Искусство быть». К участию в конкурсе были приглашены художники и художественные коллективы, работающие в следующих направлениях и форматах: аудиовизуальные инсталляции, саунд-арт, технологическое искусство, инсталляция, объекты, перформансы, медиа-арт и другие. Приветствовались художественные произведения, отражающие местную идентичность, в том числе историко-культурную или природную.

Экспертный совет:
Лариса Гринберг — куратор проекта «Искусство быть», искусствовед, главный специалист дирекции стратегических проектов ГЦСИ (Москва);
Надежда Гура — куратор проекта «Искусство быть», культуролог, независимый исследователь;
Вячеслав Павлович — технический координатор ГЦСИ (Москва);
Егор Рогалев — художник, участник выставки «Искусство быть» 2019 года;
Ирина Скуратовская — эксперт БФ «Гольфстрим» психолог, психотерапевт, специалист по инклюзии

Жюри конкурса:
Мария Генделева
— руководитель отдела Универсального дизайна РООИ «Перспектива»;
Елена Ищенко — художественный критик, соосновательница независимого журнала о современном искусстве России Around Art (www.aroundart.org), кураторка ЦСИ «Типография» (Краснодар);
Оксана Орачева — генеральный директор Фонда Владимира Потанина;
Антонина Стейнберг — руководитель проекта поддержки людей с синдромом Аспергера и аутизмом, член Совета по доступности Политехнического музея, куратор проекта доступности музея для людей с РАС Государственной Третьяковской галереи;
Елизавета Фокина — генеральный директор музея-заповедника «Царицыно»;
Андрей Цыпляев — директор музея истории Выксунского металлургического завода;
«Куда бегут собаки» — арт-группа

Александр Морозов, звуковая инсталляция «Баррикады тишины»/ фото: Даниил Примак

Темы выставок:

«Искусство быть вместе».

Жизнь Выксы в настоящее время строится вокруг градообразующего предприятия, Выксунского металлургического завода. В культурном отношении весьма значимым остается такой фактор, как близость города к «Золотому кольцу России» и возобновление паломнических туров к святым местам. Правда, принадлежность архитектурного облика Выксы к советскому или постсоветскому пространству определить сложно. Даже в 2020 году одна из центральных улиц продолжает называться улицей Ленина. Город не привязан к стабильной системе культурных координат, горожане самостоятельно выбирают по каким обычаям выстраивать свою биографию. Внимательное, уважительное и бережное отношение к Другому возможно лишь тогда, когда сформировано понимание себя как субъекта. Выставка «Искусство быть: соседи» направлена на исследование различных репрезентаций себя, существующих в едином контексте, и на поиск нитей, соединяющих индивидуальности в сообщество.

«Искусство быть: пространство заботы».

В Краснодаре выставка «Искусство быть» пройдет под заголовком «Пространство заботы» и будет тематически связана с проектом «Лига нежных», который был инициирован куратором ЦСИ «Типография» Еленой Ищенко и специалисткой в области инклюзивных программ, работницей Государственной Третьяковской галереи Марией Сарычевой. «Лига нежных» — вымышленная организация, исследующая инвалидность в постсоветском пространстве и категорию заботы как её важную и неотъемлемую часть. Тема реабилитации, лежащая в основе всего проекта «Искусство быть», тесно связана с понятием заботы в контексте инвалидности — внимание к человеку, его особенностям и возможностям социализации. В художественных работах на выставке в Краснодаре будет сделан акцент на различных аспектах заботы — от эмпатии и внимательного отношения до гиперопеки и надзора.

«Искусство быть рядом».

Для выставки «Искусство быть рядом» выбрана сложная площадка – Государственный музей-заповедник «Царицыно». Арт-объекты должны гармонично вписаться в помпезные исторические интерьеры дворца. Эта задача похожа на вопрос, который для себя ежедневно решает человек с инвалидностью — как соответствовать пространству, которое тебе не впору? Гармония в асимметрии, асинхронность, радикальное отличие как способ диалога с каноном — эти приемы использует современное искусство. Возможно ли из набора противоречий составить согласованную композицию? Выставка «Искусство быть рядом» призвана проанализировать художественные стратегии, которые работают с обозначенным кругом вопросов.

Маша Сомик и Саша Виноградова, аудиовизуальная инсталляция «Абстрактные люди»/ фото: Валерий Покумейко

Выставочный цикл 2020-2021 в цифрах:
3 локации
17 медиаторов
>63 000 посетителей

Список победителей конкурса и названия работ:

Юлия Абзалтдинова, аудиовизуальная и тактильная инсталляция «Показать то, что нельзя увидеть»

Арт-группа «Никаких оправданий», коммьюнити-арт «Бюро соседских путешествий «Подорожник»

Юлия Быленок и Надежда Ишкиняева, видео «Тактики в/месте»

Иван Серый, арт-объекты «FUTUROMINOR»

Елена Колесникова, серия объектов «Немебель»

Александр Морозов, звуковая инсталляция «Баррикады тишины»

Маяна Насыбуллова, интерактивная инсталляция «Смещение плоскости»

Наталья Никуленкова, «Союз выздоравливающих», социальный эксперимент «Бот Заботы»

Александр Образумов, арт-объект «Я тебя услышал»

Орлова Маша, инсталляция «РСН «Восход»

Сергей Потеряев, саунд-арт «Выксунская симфония»

Станислав Подусенко, интерактивная инсталляция «SANDBOX»

Владимир Селезнев, интерактивные объекты «Я и другие Я»

Маша Сомик и Саша Виноградова, аудиовизуальная инсталляция «Абстрактные люди»

Виктория Трубицына, объект-игра «Здравствуйте, мы ваши соседи»

Елена Колесникова, серия объектов «Немебель»/ фото: Юлия Абзалтдинова

Немаловажной частью проекта является «Школа медиаторов» — образовательная инициатива, цель которой — дать волонтёрам навыки взаимодействия с посетителями выставки, в том числе с разными формами инвалидности.

Участники Школы прошли конкурсный отбор и высокоинтенсивное профессиональное обучение импровизации и сторителлингу, основам тифлокомментирования, помощи людям с особыми потребностями в пространстве музея. Они изучили особенности различных видов коммуникации с посетителями, погрузились в контекст современного искусства и лично исследовали каждый арт-объект. 

Спикеры школы медиаторов:

1. Юлия Андриевич, руководитель мастерской Inclusive Division

2. Антон Рьянов, художник, куратор выставочных и инклюзивных проектов

3. Анастасия Великородная, актриса

4. Марина Потанина, куратор, специалист по инклюзии

5. Алёна Карбасова, социолог, музеолог

Елена Ищенко, кураторка ЦСИ «Типография» и член жюри: «Часто инклюзия понимается как простая адаптация произведения художника для людей с различными особенностями здоровья или создание работы, которую можно трогать, послушать или как-то с ней повзаимодействовать. Но понятие инклюзия гораздо шире и глубже, оно отсылает нас к возможности коллективного, объединяющего опыта через индивидуальное восприятие. Среди заявок я выделила проекты, раскрывающие этот потенциал общих тем — это фильм Надежды Ишкиняевой и Юлии Быленок о сопровождаемом проживании, заботе и опеке, приложение «Бот заботы» Натальи Никуленковой, бюро соседских путешествий «Подорожник» группы «Никаких оправданий», объекты-перевёртыши Лены Колесниковой».

«Искусство быть:
пространство заботы»
ЦСИ «Типография»,
Краснодар

«Искусство быть рядом»
ГМЗ «Царицыно»,
Москва

Работа арт-медиаторов на выставке
«Искусство быть рядом»

Виртуальная экскурсия по выставке «Искусство быть вместе»