5 важных правил общения с человеком с аутизмом

Если вечером 2 апреля вы увидите, что знакомые вам здания, мост или башня подсвечены синим светом, или заметите синий огонек в чьем-то окне, не удивляйтесь. Это символ: 2 апреля — Всемирный день распространения информации об аутизме. О РАС — расстройстве аутистического спектра — в наше время слышали все, но по-настоящему в теме немногие — специалисты и, например, родители детей с аутизмом. Наверное, именно они придумали традицию зажигать в этот день синие фонарики — мы здесь, обратите на нас внимание. О том, как строить общение с детьми с РАС, рассказывает Анна Калашникова, клинический психолог, педагог-психолог «Подросткового клуба» Благотворительного фонда «Гольфстрим».

Анна Калашникова, клинический психолог, педагог-психолог «Подросткового клуба» Благотворительного фонда «Гольфстрим»

Название расстройства происходит от греческого слова autos — сам. Сам по себе, сам в себе. Ребенок с аутизмом словно отгорожен от окружающего мира невидимой стеной, оторван от реальности и не может адекватно на нее реагировать. Детям, страдающим расстройством аутистического спектра (РАС), очень тяжело общаться, особенно подросткам. Как им помочь? Наверное, мы сами должны сами научиться разговаривать с ними.

Общение с детьми с РАС может быть разным: легким, трудным, непродуктивным, конструктивным. Главное, помнить, что качество общения с любым человеком зависит от установки в нашей голове. Можно повесить на человека ярлык «Он странный и потому мне не интересен». И разговор закончится, даже не начавшись. А можно предпринять простые действия, которые помогут разным людям понять и принять друг друга, преодолеть все сложности общения.

Правило 1. Подальше от шума

Некоторым детям с РАС трудно выделить обращенную к ним человеческую речь из всего звукового потока — шумы города, гаджетов, других говорящих людей и прочего.

Как это преодолеть? Разговаривайте с ребенком с РАС в месте, где нет ярких звуковых раздражителей, в удобном для его понимания темпе. Следите за своей речью — используйте простые выражения, не перегружайте абстрактными понятиями, будьте готовы повторить несколько раз.

Правило 2. Будьте открытым

Дети с РАС часто имеют особые характерные нарушения развития речи, прежде всего — ее коммуникативной функции. Это может быть отсутствие диалогичности, эхолалия (повторение услышанных слов или фраз автоматически, без глубокого понимания смысла), неправильное ударение, отсутствие «Я» — говорение о себе во втором и третьем лице и прочее.

Как это преодолеть? Покажите собеседнику, что кроме информирования по конкретной ситуации, речь может использоваться и для другой цели. Не бойтесь говорить о собственных чувствах и переживаниях, давайте личную оценку обсуждаемого события. Так вы покажете ребенку или подростку с РАС, что человеческое общение — взаимный обмен мыслями, идеями, чувствами, социальным опытом.

Правило 3. Подсказки приветствуются

Дети с РАС иногда выражают эмоции на некоторые события неожиданным образом. Так, вместо радости, например, от встречи с приятным для него человеком, могут проявлять тревогу, аутоагрессию (агрессия, направленная на самого себя).

Как это преодолеть? Можно успокоить собеседника разными способами. Во-первых, помогите выразить словами его эмоциональное состояние при помощи наводящих вопросов или слов «Ты тревожишься, потому что мы с тобой встретились/давно не виделись?». Во-вторых, попробуйте дать подростку подсказку, называя «подходящую» для этой ситуации эмоциональную реакцию: «Я очень рада тебя видеть! Ты тоже рад встрече?». В-третьих, просто побудьте рядом: «Я рядом, я с тобой».

Правило 4. Без намеков

Дети с РАС плохо улавливают или недостаточно точно интерпретируют знаки невербального общения: мимику, позы тела, жестикуляцию, тон голоса, взгляд. Все понимают буквально.

Как это преодолеть? Не нужно ждать, чтобы дети с РАС самостоятельно поняли контекст или тем более скрытый смысл. Информация должна быть точной, смысл сказанного — простой для понимания. Если собеседник выглядит растерянным, повторяет последние сказанные вами слова то, во-первых, дайте ему время на осмысливание, во-вторых, задайте уточняющий вопрос — понял ли он то, что вы сказали, в-третьих, если не понял — повторите еще раз.

Правило 5. Баланс и позитив

Ребенку с РАС бывает сложно находиться в контакте с собеседником: входить и выходить из контакта. Кроме этого, он сильно истощается от процесса взаимодействия с людьми, поскольку общение для него — тяжелая работа.

Как это преодолеть? Используйте проактивный подход. Инициируйте общение, задавайте простые вопросы, предполагающие простые ответы. Однако помните, что инициатива должна быть мягкой, настрой — позитивным, а атмосфера диалога доброжелательной. Соблюдайте баланс, не вторгайтесь в личное пространство, пусть даже с самыми добрыми намерениями. Стремитесь к общению без натужности.

Наверное, человечество, перестало существовать, если бы все-таки люди не учились договариваться, слушать друг друга, сочувствовать. Надеемся, наши советы помогут вам общаться с ребятами с аутизмом. Это нужно не только им, но всем нам.