В наши дни обращение к профессиональному психологу за помощью уже не является чем-то удивительным. Информированность людей об этой профессии растёт с каждым днем, а сама помощь становится все более доступной и популярной. Психологов почти перестали путать с психиатрами, и это настоящий прогресс в сфере общественного сознания! Однако, даже те, кто обращается за профессиональной психологической помощью или проходит психотерапию, признаются, что решиться на поход к специалисту было тяжело, визит долго откладывался, а положительный результат превзошел их скептические ожидания.
«Достаточно большая часть россиян до сих пор обращается за профессиональной помощью к психологу только тогда, когда ситуация окончательно выходит из-под контроля, и становится очевидно, что разрешить проблему самому уже не хватит сил. Многие до сих пор убеждены, что психология – это очередная «оккультная практика», а не наука, и категорично исключают поход к психологу из списка способов преодоления тяжелых жизненных испытаний», — говорит БОЧКОВА НАТАЛЬЯ, психолог, дефектолог Детского инклюзивного центра «Вместе весело шагать».
О психологах пускают дурные слухи, обвиняют в том, что они не имеют отношения к профессиональной медицине, а значит, их польза для человечества сомнительна. О людях этой профессии даже слагают анекдоты. Но, как говорится в одном из них: «Лучше плакать у психолога, чем смеяться у психиатра».
«Одна из мам ребенка с ОВЗ, которая теперь является постоянным слушателем нашего тренинга, призналась, что раньше не видела смысла в занятиях с психологом, потому что ее прежние встречи со специалистом не принесли никакого результата. На вопрос «Чем именно они занимались на консультациях?» женщина ответила, что «психолог» чистил ее карму. После посещения неквалифицированного стоматолога мы не перестаем лечить зубы, а начинаем поиск другого врача. В случаях с психологом необходимо поступать аналогично», — утверждает руководитель Детского инклюзивного центра «Вместе весело шагать».
Но не только негативный опыт мешает родителям начать посещать психолога. Большинство из них просто откладывают свой визит к специалисту. Срочные дела, которые появляются спонтанно и регулярно, отодвигают решение проблем все дальше. Трудности наслаиваются, становятся весомее, а под их растущим грузом умирает последняя надежда на спасение.
Кажется, что еще немного, и наступит время заняться собой и своим внутренним состоянием. Но это «немного» заканчивается неожиданно быстро, сменяется на новое «потом, позже, не сейчас», и ситуация повторяется вновь.
Родителям, воспитывающим детей с ОВЗ, вырваться из этого разрушительного круга особенно тяжело. Ребенок требует постоянного внимания и ухода, до психолога нужно как-то добраться, ребенка оставить не с кем. Но при зубной боли все эти «объективные» причины оказываются не такими важными, и мама находит возможность вылечить больной зуб. Более того, в ДИЦ «Вместе весело шагать» на время работы Школы родительской компетенции «Я — родитель» ребёнка можно оставить в игровой комнате со специалистом.
Почему же к собственной душевной боли мы относимся с такой недопустимой халатностью?
На наш взгляд, есть некий внутренний механизм, который влияет на готовность человека совершить поход к психологу. Срабатывает психологическая защита личности, а если быть точнее — «механизм сопротивления». Сопротивление – наш панцирь. Именно оно помогает человеческой психике справляться с эмоционально-тяжелыми, невыносимыми или просто неприятными ситуациями. Если бы этот механизм отсутствовал, мы бы лишились способности переживать психологические удары. Любое испытание могло бы свести человека с ума. То есть данный механизм является нормой, и даже более того – жизненно необходим каждому из нас.
«Этот важный для здоровья защитный механизм срабатывает в тот момент, когда человек сталкивается с портящими настроение или понижающими самооценку ситуациями, не позволяя этой информации занять человеческое сознание. При этом она продолжает влиять на человека на бессознательном уровне. Кажется, что ничего не происходит, но на самом деле человек использует любую возможность, чтобы избежать места с источником неприятных эмоций», — говорит ОВЕЧКИНА АННА, психолог, социальный педагог Детского инклюзивного центра «Вместе весело шагать».
Конечно, родители, которые воспитывают ребёнка с особенностями, ежедневно испытывают колоссальные психологические нагрузки и привыкают подавлять свои эмоции. Уклоняясь от встреч с психологом, они пытаются избежать встречи не со специалистом, а со своей запрятанной болью. Пока боль глубоко, она ноющая, но ровная и привычная. Скальпель психолога, способный вытащить эту боль наружу, чтобы навсегда избавиться от ее отравляющего воздействия, кажется невыносимо страшным инструментом.
Что же со всем этим делать?
Наши психологи в Детском инклюзивном центре «Вместе весело шагать» готовы помочь родителям обнаружить собственное сопротивление и научиться им управлять. После прохождения Школы родительской компетенции «Я — родитель» подопечные сами проявляют решимость дисциплинированно посещать психолога, проводить самостоятельную работу над собой и уделять внимание себе и своим чувствам.
Проект «Я Родитель» создан в помощь родителям, воспитывающих детей с особенностями развития. Он направлен прежде всего на повышение грамотности и компетентности родителей, чтобы родители могли бесплатно получить специальные знания и умения, необходимые для воспитания особенного ребенка. Ведь родители играют самую важную роль в развитии детей и интеграции их в общество.
Проект «Школа родительской компетентности «Я Родитель» реализуется на средства субсидии из бюджета города Москвы, полученной по итогам проводимого Комитетом общественных связей Конкурса для социально ориентированных некоммерческих организаций»