Что такое контейнирование эмоций, и почему это важно в воспитании ребёнка? 

Вспомните ситуацию – ваш ребёнок приходит из школы, начинает рассказывать о своем школьном дне или, наоборот, молча закрывается в своей комнате и не хочет с вами разговаривать. В такие моменты взрослые часто говорят: «Не обращай внимание, пройдёт, не подходи к нему и т.д.», увеличивая этими словами дистанцию между собой и своим ребёнком.

Когда случаются такие ситуации, необходимо отследить своё состояние – спокойны ли вы или начинаете злиться, испытывать чувство вины. Вот тут и пригодится навык контейнирования эмоций. 

Контейнированиепришло к нам из психоанализа и обозначает способ контролировать напряжение, эмоции, импульсы и инстинктивные порывы.

Психолог БФ «Гольфстрим», старший преподаватель кафедры психологии и педагогики ФБГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева», психолог ОРО МОО «Равные возможности» Ольга Цунина отмечает, что для родителя навык контейнирования один из главных, ведь он помогает ребёнку познать и признать свой эмоциональный мир, а также использовать в дальнейшей жизни.

«Умение контейнировать – не врождённое, необходимо сознательно работать, чтобы сформировать этот навык. Для успешного контейнирования важно оставаться уравновешенным и спокойным» – рассказывает Ольга Валерьевна.

Как повысить свою способность к контейнированию детских эмоций?

В момент эмоционального накала (крик, слезы, истерика ребенка) необходимо сделать попытку выйти из эмоциональной вовлеченности в текущую ситуацию и посмотреть, как бы со стороны. Речь не идет о том, чтобы во всём потакать и уступать ребенку, а о том, чтобы адекватно помочь ему справиться с тревогой и фрустрацией.

Как это сделать:

— сдержать свои сильные чувства в ответ на раздражающее поведение ребенка, проговорить то, что чувствуете так, чтобы это было доступно и понятно для ребёнка. Ни в коем случае не срываться в облегчающее отреагирование (уход из поддерживающего контакта, крик, проявление физической силы, демонстративное игнорирование).

— наблюдать за своими эмоциональными реакциями, отслеживать и анализировать их, попытаться представить, что чувствует ребенок в момент неповиновения, протеста, гнева (мысленно становиться на его место).

— транслировать ребёнку уверенность, что он не при каких обстоятельствах не будет лишен родительской любви, даже если он ведет себя не так, как вам бы этого хотелось.

После того, как вы научились отслеживать и контролировать свои собственные эмоции и чувства, вы можете помочь своему ребёнку развить навык контейнирования. Благодаря такому подходу ребёнок начнёт понимать своё настроение, принимать его, переживать и приятные, и неприятные для себя чувства и проявлять их в эмоциях.

Как помочь ребёнку пройти процесс контейнирования?

1. Необходимо распознать эмоцию – осознать, что чувствует ребёнок «здесь и сейчас».

2. Назвать эмоцию – «Я вижу, что ты злишься (грустишь, обижен…)». Помните, эмоции ребёнка – это его эмоции, а не ваши! Он имеет право на них, а задача взрослого поддержать сына или дочь, показав, что вы понимаете его/её чувства и потребности.

3. Поддержать – «Я понимаю тебя, это правда злит (грустно, обидно)».

4. Принимать эмоции – «Я бы тоже разозлился (обиделся, грустил), если бы… Ты имеешь право злиться, …». Дайте ребёнку возможность самому пережить эти эмоции, объясните, что они уместны и нормальны, а уже когда ситуация эмоционально стабилизируется, помогите более осознанно подойти к её решению.

5. Когда эмоции «сконтейнированы», важно напомнить и озвучить правила и договорённости, если они были нарушены, и помочь ребёнку с решением проблемы, если это возможно и уместно.

6. Озвучьте правила, скажите о том, что для вас недопустимо в поведении ребёнка (но не в чувствах!) – «Ты имеешь право злиться, но портить вещи/бить других и т. д. недопустимо. Как бы ты мог справиться со своей злостью иначе?» Подросткам с ОВЗ из-за недостаточного социального опыты родители даже могут предложить конкретные варианты действий, из которых ребенок САМ выберет подходящий. Сделанный выбор обязательно должен перейти в действие!

7. Помогите с решением проблемы и удовлетворением потребности. Выслушайте варианты ребёнка, но не оценивайте, не делайте за него. Помогите ему самому справляться с трудностями по возрасту. Если этап контейнирования есть, а этапа решения проблемы не будет, то в будущем такой ребёнок продолжит жаловаться, а не постарается взять себя в руки и решить проблему самостоятельно, у него просто не будет такого навыка!

8. Иногда ребенок находится в очень сильном возбуждении и в этот момент он не всегда услышит вас, поэтому в этот момент важно, чтобы вы просто были рядом.

9. Если ребенок хочет побыть один, то важно проговорить, что вы рядом и в любой момент готовы прийти, поговорить и помочь.

10. Очень часто родители, даже не задумываясь, переносят свои чувства и эмоции на ребенка. Страхи, тревога разделяются со всеми членами семьи, поэтому очень важно научиться контейнировать и свои собственные эмоции.

Ещё больше новостей и полезных статей БФ «Гольфстрим» читайте в наших социальных сетях Vkontakte, telegram, одноклассники и Яндекс Дзен.

Я хочу помочь
Им нужна помощь