Проведена половина курса «Работа с родителями детей с ОВЗ»

В рамках проекта «Инклюзия в действии. Доступно всем» было проведено четыре онлайн встречи для участников с экспертом по поддержке семей, воспитывающих детей с особыми потребностями, практикующим психологом, специалистом высшей квалификационной категории, сотрудником Благотворительного фонда «Гольфстрим» Ириной Петровной Скуратовской.

В октябре 2022 начался образовательный цикл для специалистов по работе с родителями подростков с особыми потребностями. Данный образовательный цикл – один из модулей проекта «Инклюзия в действии», поддержанного Благотворительным фондом «Абсолют-Помощь», он называется «Шаги навстречу».

На четвертой встрече, двадцать восьмого октября, группа продолжила разбирать тему – семья как система, динамические параметры семьи. Начали с обсуждения семейных границ, гибкости семьи, ролевой структуры семьи. Как выглядят границы семьи — жесткие, проницаемые или размытые? Участникам было предложено поразмышлять об этом на примере своих семей.

Рассмотрели понятие «гибкость семьи» — это способность семьи меняться, подстраиваться под обстоятельства жизни, реагировать на кризисы.

Подробно рассмотрели роли-обязанности и роли-отношения. Для некоторых участников неожиданным стало замечание о том, что обязанности в семье должны иметь даже дети с ОВЗ, даже с множественными нарушениями развития (при условии сохранного интеллекта). Это очень важно для того, чтобы человек был личностью, рос над собой и имел наполненную ролевую структуру.

Из множества методов и методик изучения семьи, которые Ирина Петровна перечислила, она рассмотрела как пример составление генограммы. Для некоторых слушателей это был новый метод. Ведущая рассказала с многочисленными примерами из своей практики, почему важно сформулировать, для чего и зачем применять тот или иной метод, прежде чем начинать работу или даже рассказывать о нем на группе.

Подробно рассмотрели жизненный цикл семьи, его этапы, которые немного отличаются по версии разных специалистов.

Для проработки материала были предложены несколько упражнений:

— умозрительная подготовка к семейному торжеству, рассадка за столом (роли, статус);

— составление списка правил семьи, с которым были бы согласны все члены семьи;

— равномерное перераспределение семейных обязанностей (какие могут выполнять все по очереди, какими можно меняться, из каких сделать сплачивающие семейные традиции).

На четвертой встрече было 6 человек. Это помогающие специалисты (психологи, тьюторы) и педагоги, а также родители детей с особыми потребностями.

В курсе участвуют специалисты из разных городов и регионов Российской Федерации, в том числе Владикавказа, Владимира, Калуги, Московской области.