Инклюзивные экскурсии вместе с Coca-Cola

Однажды на общую почту Coca-Cola в России пришло письмо от мамы, чей сын потерял зрение в автомобильной аварии. У подростка была мечта — посетить завод Coca-Cola в России, где делают его любимый напиток

Нас тронула эта история, — рассказывает Полина Дзюбенко, руководитель направления по разработке экскурсионных программ, Coca-Cola HBC Россия.

«Обычные экскурсии на завод мы проводили регулярно, но тогда задумались, а что мы можем сделать, чтобы они были интересными и информативными для тех, кто почти ничего не видит? Мы решили добавить в программу экскурсии то, что можно услышать, потрогать, попробовать на вкус. Например, мы придумали интерактивную дегустацию, где участники пробовали разные напитки и отвечали, с чем они связаны. Sprite у многих ассоциировался с кинотеатром, Fanta — с отдыхом на море, Coca-Cola — с Новым годом. Специально для слабовидящих подростков мы провели сенсорную экскурсию на производство, где ребята слушали звуки оборудования и трогали всё, что можно, не нарушая требований безопасности. Каждого экскурсанта сопровождал сотрудник компании или волонтёр. Так инклюзивные экскурсии вошли в нашу повседневную жизнь».

Примеры интерактивных заданий

Для людей с особыми потребностями экскурсии на производство — повод побывать в новом месте, получить новый опыт, знания и впечатления и просто хорошо провести время. А ещё это необходимая им возможность для социализации. С 2016 года инклюзивные экскурсии проходят на всех 10 заводах Coca-Cola в России. На них приходят люди с нарушением слуха, зрения, с особенностями ментального развития, с ограниченной мобильностью. В 2019 году в гостях у Coca-Cola побывали ребята с онкологическими заболеваниями из ФГБУ НМИЦ ДГОИ имени Дмитрия Рогачева. Раньше сотрудники компании самостоятельно адаптировали формат экскурсий под нужды людей с особыми потребностями, но в 2019 году подключили к этому специалистов. Профессионально адаптировать программу и маршрут экскурсий для разных категорий гостей помогает благотворительный фонд «Гольфстрим», который многие годы занимается решением проблем людей с особыми потребностями

Рассказывает Юлия Прилепская, программный директор благотворительного фонда «Гольфстрим»:

«Наш фонд помогает людям с особенностями развития и их семьям, поэтому мы с готовностью откликнулись на предложение Coca-Cola в России разработать экскурсии для посетителей с ограниченными возможностями здоровья. Совместно с коллегами из Coca-Cola в России мы адаптируем экскурсионные программы под потребности разных посетителей, а также организуем для сотрудников компании обучающие вебинары о принципах работы с людьми с особенностями развития. Социальная исключённость, невозможность активно участвовать в жизни общества или, иными словами, социальная изоляция — одна из ключевых проблем людей с ограниченными возможностями здоровья. То, что делает Coca-Cola в России, перестраивая собственную инфраструктуру и обеспечивая ее доступность, адаптируя просветительские программы, развивая культуру поведения, это и есть формирование инклюзивного общества в рамках отдельно взятой компании. Чем больше таких примеров будет в бизнесе, тем больше надежд у нас создать общество, в котором комфортно всем и есть место каждому».

Участница проекта Подростковый Клуб Настя одной из первых смогла побывать на инклюзивной экскурсии

Начали с разработки профессиональных экскурсий для людей с ограничениями слуха и с особенностями ментального развития. Для последних программа стала более понятной и легко воспринимаемой. Для группы слабослышащих и не слышащих гостей перевели содержание экскурсий на язык жестов с помощью врача-сурдолога. Более того, язык жестов теперь изучают и экскурсоводы Coca-Cola в России, чтобы общаться с посетителями напрямую. Обеспечивать безопасность экскурсий помогают сотрудники компании и волонтёры. Первые экскурсии в обновленном формате уже начались на московском заводе.

Одними из первых посетить инклюзивные экскурсии смогли подопечные фонда, ребята из проекта «Подростковый клуб».

Вот что пишет нам мама одной из участниц экскурсии для детей с ОВЗ:

«Спасибо за приглашение на экскурсию! Настя всегда мечтала попасть на завод Coca-Cola. И тут такая возможность! И ещё потом был сюрприз. Мне позвонили и сказали ждать курьера с подарком! Курьер привез баночку Кока-колы ( Настя, конечно, с удовольствием её выпила) и сувенир-игрушку поезд из рекламы Coca-Cola и прикольную сумочку, которую Настя удобно повесила на свою коляску. Отличная память о посещении экскурсии!»

Памятный сувенир для участников экскурсии

История о сотрудничестве компании Coca-Cola HBC Россия и благотворительного фонда «Гольфстрим» вошла в годовой отчет компании, который называется «15 ШАГОВ К БОЛЕЕ УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ COCA-COLA В РОССИИ В 2019 ГОДУ».

Вот что пишет компания о своих планах на будущее: «За ближайшие полтора-два года мы планируем распространить этот опыт на все предприятия Coca-Cola в России. Чтобы среда была максимально комфортной для всех, начали обучать вовлеченных в организацию и проведение экскурсий специалистов нюансам работы и общения с разными категориями людей с особыми потребностями. Серию подобных тренингов уже также прошли все наши сотрудники-волонтёры. В 2020 году мы рассмотрим возможность сделать такие обучающие программы доступными для всех желающих в компании и за её пределами. В 2019 году мы сделали ещё один важный шаг к созданию инклюзивной и доступной среды на наших производствах — согласовали со Всероссийским обществом инвалидов проект адаптации завода Coca-Cola HBC Россия в Москве для людей с ограниченной мобильностью. Уже до конца 2020 года мы проведем ремонтные работы, подвесим эвакуационные люльки, расширим дверные проёмы для свободного проезда колясок, удлиним существующие парапеты и создадим новые. Постепенно мы планируем оснастить подобным образом все заводы Coca-Cola в других городах России».