Грант нам в помощь

Благотворительный фонд «Гольфстрим» стал победителем II этапа V Всероссийского конкурса «Курс на семью» Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко.

«Уважаемые коллеги, участники конкурса! По итогам Конкурсной Комиссии 17.05.2021 было признано 33 проекта-победителя, и ваш Проект оказался в числе самых сильных и интересных!» — из этого сообщения мы узнали о том, что оказались в числе победителей. Было приятно узнать, что наш проект признали интересным и сильным – именно таким мы его и задумывали.

Проект, который будет реализован при поддержке гранта Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко, направлен на создание благоприятных условий для бесконфликтного вхождения в социум подростков и молодых людей с ОВЗ. Мы планируем создать условия для формирования у родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, специальных компетенций, ориентирование их на осознанное и эффективное родительство, воспитание и развитие ребёнка с особыми потребностями.

С чего всё начиналось

Начало проекту было положено в прошлом году, когда БФ «Гольфстрим» стал победителем I этапа V Всероссийского конкурса «Курс на семью» Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. Наши специалисты в рамках реализации проекта-победителя прошли стажировку в региональной общественной организации родителей детей-инвалидов «Дорогою добра» в Кировской области. Цель стажировки – обмен опытом с коллегами из РООРДИ «Дорогою добра», знакомство с проектом «Творческие мастерские для детей и подростков с инвалидностью» для последующей адаптации и применения в нашем проекте «Подростковый клуб».

Стажировка в родительской организации стала отличной возможностью оценить результаты комплексного подхода к реабилитации особенных детей и подростков с привлечением и вовлечением родителей в процесс. Специалисты «Гольфстрим» познакомились с программой занятий для подростков и молодых людей с особенностями развития в творческих мастерских –типографии, мультстудии, клубе общения, и даже получили подарок – методички. Разработали их специалистами организации, а оформлением и печатью занимались воспитанники в мастерской-типографии.

После стажировки нашими специалистами в Москве были организованы и проведены мастер-классы в мини-мастерских. Все они были направлены на предпрофориентационную работу с подростками с ОВЗ из проекта «Подростковый клуб». Началась работа по формированию родительского сообщества — организована общая группа в WhatsApp, проведено анкетирование, которое показало, что родители заинтересованы в совместной деятельности.

Родители подростков с нарушениями в развитии часто сами дезориентированы, эмоционально истощены, ощущают недостаток поддержки, не ориентированы на партнёрство. Нередко у них нет понимания уровня возможной самостоятельности ребёнка, а значит, нет и умения распределять с ним ответственность, работать вместе с ним, а не вместо него.

«После появления в семье ребёнка с нарушениями развития очень важен этап принятия его диагноза родителями и адаптация к сложившейся ситуации. Когда родители полностью принимают диагноз ребёнка, владеют полной информацией о специфике его физического, интеллектуального и личностного развития, понимают варианты его образовательных траекторий – это самый благоприятный вариант развития событий, — говорит Ольга Цунина, психолог проекта, старший преподаватель кафедры общей и возрастной психологии ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева». – Но к сожалению, не все родители адаптируются к сложившейся ситуации, кто-то начинает искать уникальных специалистов или «волшебную палочку», кто-то изолируется от социума, у кого-то включаются различные механизмы психологической защиты, все ведут себя по-разному. Практически каждый из них нуждается в индивидуальном психологическом сопровождении. Задача окружающих – не только понять таких родителей, но и по возможности поддержать, помочь им».

Помощь и поддержка вместо «волшебной палочки»

Работа проекта началась с организации и проведение групповых и индивидуальных мероприятий, направленных на психологическую и информационную поддержку родителей детей с ОВЗ, организацию поддерживающего родительского сообщества и развитие партнёрских отношений.

«Работая с родителями – и неважно, идёт ли речь о семье с особым подростком или нет – главное, знать меру в этой работе и идти от потребностей родителей. Общаться с ними, и, понимая, какой именно поддержки им не хватает, выстраивать коммуникацию. Особенность нового проекта, который будет реализовываться при поддержке гранта БФ Елены и Геннадия Тимченко – идея о необходимости и желании родителей делать что-то вместе с детьми — проводить досуг, обучаться, заниматься творчеством. Мы хотим уйти от ситуации, когда родители, которые привели на занятия своих особенных детей, просто ждут их в коридоре или уезжают. При этом сами они часто не просто не находят времени для собственных увлечений, но и вообще не задумываются об этом. Навязывать мы ничего не собираемся, наоборот – планируем идти от желаний родителей, от их потребностей. Главное, чтобы это можно было делать вместе с детьми и было им так же интересно».

Юлия Прилепская, программный директор БФ «Гольфстрим».

В программе проекта — групповые просветительские встречи и информационные рассылки, направленные на углубление коммуникативных навыков и развитие партнёрских отношений – цикл из 4 групповых занятий в этом году и цикл из 6 занятий в следующем, 2022-м. Раз в два месяца родители будут получать информационно-новостные рассылки со специально подготовленным контентом.

Продолжится совместная творческая деятельность в мини-мастерских в смешанной детско-родительской группе. Раз в месяц будут проводиться занятия для семейных групп. Их цель — предпрофориентационная работа с ребятами с ОВЗ, помощь в развитии адекватной оценки личных возможностей подростка и налаживания эффективной детско-родительской коммуникации. Родители смогут получать индивидуальные консультации психолога.

Уже сейчас очевидно, как необходимо новое направление работы для семей с особенными детьми.

«В процессе работы родители меняются, – делится психолог проекта Ольга Цунина, — они становятся более открытыми, коммуникабельными, не боятся говорить о своих проблемах и трудностях, связанных не только с воспитанием ребёнка, но и с самовосприятием, с взаимодействием с супругами, своими родителями и другими детьми. Очень важно, что те установки, которые мы даем на наших встречах, родители успешно переносят в свою жизнь, анализируют это и сами замечают изменения, которые с ними происходят».

Сейчас ребята, участники «Подросткового клуба», ушли на летние каникулы. Но их родители от «каникул» отказались, поэтому мы будем продолжать работать и летом, но в облегчённом режиме. Будут консультативные дни, когда родители могут обратиться к психологу со своим запросом и занятия в online-формате.