Чек-лист: как общаться с ребенком с СДВГ

Психолог БФ 171Гольфстрим специалист по работе с особенными подростками Анна Калашникова

Гиперактивность — одна из самых частых дисфункций поведения, которая оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Невнимательность, импульсивность и гиперактивность у детей не только ухудшают их социальный статус, но и формируют высокий риск развития асоциального поведения в подростковом возрасте и у взрослых. В широком смысле гиперактивность обозначает круг разнообразных проблем поведения — непослушание, частые ночные пробуждения, многословное и навязчивое или зависимое поведение и так далее.

СДВГ – синдром дефицита внимания, гиперактивность. По разным данным она встречается у 21% детей. СДВГ оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Невнимательность, импульсивность, гиперактивность ухудшают социальный статус ребенка. Формируют высокий риск асоциального поведения в будущем. Из-за враждебного отношения окружающих, непринятия одноклассниками, родителями, учителями, собственной семьей часто оказывается в изоляции. Такие дети бросают школу, скука и одиночество перерастают в асоциальное поведение.

Признаки гиперактивного ребенка:

  • Ведет себя расторможенно, нагловато, импульсивно, забывает сказанное, как будто не слышит, нарушает социальные нормы, с ним сложно, от него быстро устают взрослые! Это ребенок хаос!
  • Двигательное беспокойство. Не может усидеть на месте и минуты.

Важно! Говорить, что ребенок гиперактивный может только специалист.
В обычной жизни вместо диагноза лучше говорить, что ребенок непоседливый, подвижный. Так будет корректно по отношению к ребенку и его родителям

Откуда берется СДВГ:

  • Биологические причины: генетические (в семье есть патология гена)
  • Психосоциальные: неудовлетворённость базовых потребностей ребенка, педагогическая запущенность.

Ни дома ни в школе такие дети не приняты, не поняты. Во взрослом возрасте агрессивное поведение ведет к дальнейшему затруднению в контактах и социальной изоляции. Мы редко встречаем взрослых с СДВГ т.к. они уже вытеснены из общества. Психолог БФ «Гольфстрим» и специалист по работе с подростками с ОВЗ Анна Калашникова составила краткий чек-лист, который облегчит общение с гиперактивным ребенком. Вы педагог, воспитатель, родственник такого ребенка? Используйте наши советы. Полную версию вебинара «Общение с детьми с СДВГ» можно посмотреть по ссылке.

Чек-лист «Как общаться с ребенком с СДВГ»

Ребенок не соблюдает правила, нарушает границы дозволенного

Нужно: Установить границы дозволенного, проговорить что можно, что нельзя. Часто напоминать о правилах, проговаривать эти правила.

Ребенок забывает, что ему было сказано минуту назад.

Нужно: Дети с СДВГ забывчивы, им нужно слышать одно и тоже более одного раза. Повторяйте несколько раз, напоминайте о встрече, о том, что нужно сделать.

Ребенок вас не слышит

Поддерживайте визуальный контакт. Не говорите что-то из другой комнаты, на ходу. Присядьте на его уровень, смотрите в глаза, когда говорите.

Ребенок перевозбуждается, не может усидеть на месте и минуты

Постарайтесь не допускать перевозбуждения, меняйте вид деятельности. Шутите, вносите новизну в привычные занятия, можно даже подурачиться, чтобы переключить его внимание.

Ребенок не понимает смысл сказанного

Упрощайте – чем меньше слов, тем больше шансов, что он вас поймет. Спрашивайте, как он вас понял.

Хвалите, одобряйте, поощряйте, лелейте! Это важно каждому ребенку и взрослому!

Я хочу помочь
Им нужна помощь