Как взрослому говорить с ребенком о ситуации

Психолог БФ «Гольфстрим» Ольга Цунина советует, как правильно сейчас разговаривать с детьми о происходящем в мире и стоит ли это делать? Дети остро чувствуют настроение взрослых, до них доходит информационный поток. Лучше, если они получают ответы на вопросы от значимых взрослых.

Психолог Благотворительного фонда «Гольфстрим» Ольга Цунина

1. Говорить или не говорить с ребёнком о происходящем?

Если вы сами взволнованы, обсуждаете текущую ситуацию в семье, телевизор работает в фоновом режиме и ребенку доступен информационный контент, то ГОВОРИТЬ. Вы не сможете скрыть то, что происходит, ребенок чувствует волнение взрослого и ему надо понимать почему взрослый испытывает эти чувства. Если вы будете скрывать информацию, отрицать ее («Всё хорошо», «Это далеко от нас», «Ничего страшного»), при этом невербально демонстрируя совершенно другие чувства, то это приведет к снижению доверия ребенка к Вам. Кроме того, невозможность выстроить понятную для себя картину происходящего может привести к появлению у ребенка чувства вины («Я что-то сделал не так», «Я виноват») и привести к построению искаженной, придуманной самим ребёнком, картины происходящего. Содержание того, что говорит взрослый, во многом определяется и возрастом ребенка. Детям раннего возраста и дошкольникам не обязательно говорить слово «война» и показывать пугающие картинки, более старшим необходимо объяснить на доступном для них уровне что происходит, не запугивая и не отрицая происходящего.

2. Как и что говорить детям?

Если вы испытываете сильные эмоции – отложите немного разговор, очень важно его вести в спокойном состоянии. Содержание беседы должно быть направлено не на разъяснение политической ситуации, не на навязывание ребёнку Вашей точки зрения, а на поддержку, ребенок должен испытать чувство безопасности рядом с Вами, он должен в Вас увидеть человека, который может оказать ему помощь и поддержку. Слушаем внимательно какие слова использует ребенок, задавая вопросы. Стараемся отвечать ему так, чтобы он понял Вас, не используем слова, которые для него являются новыми или непонятными. Например, Вы можете сказать, что между странами конфликт (ссора – для маленьких детей), в стране сейчас сложная ситуация, у взрослых не получается договориться мирно. Люди переживают, некоторые боятся, такое бывает при ссорах. Мы будем верить в то, что взрослые смогут быстрее договориться и всё скоро закончится мирно. Мы с тобой сейчас в безопасности, в нашей жизни почти ничего не поменялось. Все мои переживания (слезы) с тобой никак не связаны, знай об этом. Таким взрослым может быть не только родитель, потому что мы знаем, что в младшем школьном возрасте значимым взрослым становится и учитель. Содержание беседы будет примерно таким же, самое главное, не обесценивать происходящее, не отрицать его, а проговорить то, что происходит максимально безопасно для ребенка и на понятном для него языке.

Ребенок должен в Вас увидеть человека, который может оказать ему помощь и поддержку

Ольга Цунина, психолог БФ «Гольфстрим»

3. Важно ответить на вопросы, которые может задать ребёнок.

Они могут быть связаны не только с его собственной безопасностью и безопасностью его близких, но и касаться бытовой и других сфер. Содержание ответов должно ему показать, что Вам можно доверять, что Вы для него «безопасны» и сможете его поддержать тогда, когда ему потребуется помощь или поддержка.

4. В процессе беседы принимаем любые эмоции и чувства ребёнка.

Если ему страшно, помогаем прожить этот страх. Если он плачет, не успокаиваем словами «Не плачь, это не страшно», а находимся рядом с ним и поддерживаем. Слёзы в этом случае снижают уровень стресса и помогают пережить то, что невозможно изменить в реальности.

5. Стараемся максимально сохранить привычный образ жизни ребёнка.

Не стоит отказываться от посещении секций. Продолжайте заниматься дополнительно дома тем, что ребенок любит делать. Не запрещаем игр, даже если это игра в войну, ведь именно в игре ребенок может прожить тревожную для него ситуацию. Стараемся проводить как можно больше времени с ребенком в спокойной обстановке, избегать эмоционально насыщенных мероприятий. Настольные игры, совместное занятие творчеством или приготовление еды, максимальный физический контакт помогут ребёнку безопасно прожить этот период времени.