Профориентация – это специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения. Её ключевой задачей является всестороннее развитие личности и активизация самих подростков в процессе определения себя, своего места в мире профессий.
Развитие самосознания в подростковом и юношеском возрасте необходимо для собственной идентичности. Актуальной становится потребность в познании себя и окружающего мира. У подростка возникает множество вопросов: как я выгляжу, как меня воспринимают другие, что я могу и хочу, кем стану, — ответы на которые он зачастую находит, ориентируясь на точку зрения, как авторитетных для него взрослых людей, так и своих сверстников.
Юношеский возраст является завершением детства, когда все, что накоплено за предыдущие этапы развития, проходит «огранку», оформление. Этот период завершает процесс личностного и социального самоопределения, включая выбор профессии и ориентирование на получение профессиональных знаний и навыков.
Профессиональная деятельность является важнейшей для подавляющего большинства людей современности. Она необходима как для отдельной личности, так и для общества в целом.
Выбор профессии сложный и долгий процесс. Особенно трудно он дается людям с ограниченными возможностями здоровья. Причем, выбор профессии затруднительным становится не только для самих молодых людей, но и для их родных и близких, в частности родителей. Профориентационная работа существенно облегчает этот выбор.
Для того чтобы профессиональное самоопределение подростков с ОВЗ было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям и адекватное отношение к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей.
Дети с ОВЗ – это лица с рождения до 18 лет, у которых диагностированы отклонения и патологии физического и (или) психического развития, требующие специальных условий для получения среднего образования, а также социализации и труда.
При наличии проблем со здоровьем правильный выбор вида деятельности особенно важен. Некорректные установки и стереотипы у подростков с инвалидностью могут спровоцировать: депривацию (снижение возможности удовлетворения базовых потребностей); социальную дезадаптацию; ухудшение состояния здоровья. Чтобы ОВЗ не стали непреодолимой преградой для успешности и конкурентоспособности, нужно прямо с первого класса приступать к формированию профессиональной мотивации. Для этого следует активно внедрять в учебно-воспитательный процесс систему предпрофессионального ориентирования, которая предполагает проведение экскурсий и викторин, сюжетно-ролевые игры, а также привлечение учащегося к выполнению простейших трудовых действий на правах помощника взрослого специалиста.
Через реализацию проекта «Друг и Наставник» профориентация и процесс самоопределения подростков и молодых людей станет эффективнее, в том числе, благодаря включению в сопровождаемую профориентацию наставников из числа учащихся и студентов профессиональных образовательных учреждений и специалистов-профессионалов с большим стажем работы.
«Проект сопровождаемой профориентации «Друг и Наставник» реализуется Благотворительным фондом «Гольфстрим» при поддержке Грантов Мэра Москвы для социально ориентированных НКО Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы.
Цель проекта — реализация программы комплексного сопровождения подростков и молодых людей с низкими стартовыми возможностями в период профессионального самоопределения.
Главная задача проекта — подготовка наставников из числа учащихся профессиональных организаций, а также специалистов с большим стажем работы для сопровождения профориентации подростков и молодых людей с низкими стартовыми возможностями.