Зачем мне мучать ребенка и себя, если результата все равно не будет

Думают многие родители детей с ОВЗ в вопросе профориентации.

Как подросткам с ограниченными возможностями здоровья выбирать профессию, и почему это важно?

Работа и профессиональная самореализация очень важна для каждого человека. Особенно остро этот вопрос стоит для людей с ОВЗ.

Тем не менее, в жизни почти каждого самодостаточного человека работа занимает важнейшее место, так как связана с использованием специальных знаний, умений и навыков, а также осознанием своих профессиональных качеств. Для ребят с ОВЗ это ещё более длительный процесс, и для того, чтобы он был успешным, важно развивать положительную мотивацию, активное отношение к себе (желание узнать что-то новое/научиться что-то делать) и, что немаловажно – адекватную оценку своих способностей, которая невозможна в условиях, когда доминирует не личный выбор, а профессиональный портрет, составленный родителями или специалистами.

Специалист фонда «Гольфстрим», гештальт-терапевт Ирина Скуратовская анализирует особенности профориентации подростков с ОВЗ в рамках проекта «Друг и наставник» от благотворительного фонда «Гольфстрим».

Представьте такую ситуацию. Макар, молодой человек 20 лет с особенностью развития: в детстве установили ментальную инвалидность. Он живет с мамой, которая работает в музыкальной школе и отчимом, в прошлом офицером, который стесняется его особенностей и считает, что парню не достаёт твёрдой мужской руки. 

Макар учился в обычной школе в классе коррекционно-развивающего обучения по специальной программе, закончил 9 классов, а по окончании учился в ПТУ и получил начальное профессиональное образование по специальности штукатур-маляр. После выпуска не смог найти работу и просто сидел дома, пока отчим не стал настаивать на новых попытках устроить Макара на работу. Мама, желая помочь сыну, вместе с ним отправилась в центр занятости. Им предложили встать на учет и предоставили вот такой перечень возможных вакансий (ситуация вымышленная):

  • Подсобный рабочий
  • Дорожный рабочий, рабочий
  • Уборщик помещений, территорий
  • Укладчик, упаковщик
  • Грузчик
  • Санитарка
  • Дворник
  • Кухонный рабочий
  • Стажёр (вахтёр)
  • Мойщик автомашин, посуды
  • Горничная

Глядя на этот список, мама ушла со словами «Все понятно…».

Мы смоделировали и описали достаточно распространенную ситуацию, с которой могут столкнутся молодые люди с инвалидностью и их родители. Для кого-то, возможно, она покажется незначительной, а для кого-то, — неприятной и болезненной. Ведь мы все разные и по-разному реагируем на происходящие события, по-разному выходим из разных ситуаций. Вот и мама Макара отреагировала по-своему. (А как вы бы отреагировали?)

Можно предложить много версий, чтобы понять причины такой реакции. Одна из них – переживания, связанные с несбывшимися надеждами, ожиданиями, необходимость очередного «принятия» данности. И по мере взросления ситуации такого «принятия» повторяются. Первая встреча происходит, когда родители узнают о заболевании (изначально или в результате травматичного события). Повторения возникают в каждый переходный период жизни ребенка.

В 3 года он мог бы ходить в детский сад, играть со сверстниками и осваивать окружающий мир, а в 7 лет – пойти в школу, но условия, которые созданы в общеобразовательных классах ему не подходят.

Каждый этап заново «включает» уже притупившиеся противоречивые чувства и эмоции, связанные с осознанием того, что «мой ребенок не такой как другие». В эти моменты родители вновь сталкиваются с ситуацией «ожидание – реальность». Снова возникают сомнения по поводу его возможности жить самостоятельно, осваивать профессию, устроиться на оплачиваемую работу и т.д.

Влияние семьи может быть позитивным или негативным, помогающим профессиональному определению, или затрудняющим его. У родителей, как правило, есть свои представления, кем может стать их ребёнок, и какие у него шансы. И не всегда это реалистичный портрет. А некоторые вообще не могут представить своего ребенка в будущем, испытывая достаточно болезненные чувства, и предпочитают просто не думать об этом.

То, каким родители представляют своего особого ребенка в будущем во многом зависит от таких факторов как:

  • Требовательность / нетребовательность родителя.
  • Мягкость/строгость родителя.
  • Автономность ребенка/привычка контролировать.
  • Эмоциональная дистанция/эмоциональная близость ребенка к родителю.
  • Отвержение/принятие ребенка.
  • Отсутствие сотрудничества/сотрудничество.
  • Несогласие/согласие между ребенком и родителем.
  • Непоследовательность/последовательность родителя.
  • Авторитетность родителя.
  • Удовлетворенность родителей отношениями с ребенком.

Пока ребёнок маленький, вопрос профориентации кажется не актуальным — о таких дальнесрочных перспективах родители просто не задумываются, решая насущные проблемы. Но по мере взросления ребята (особенно с ментальными или множественными нарушениями развития) часто так и не осваивает базовые социальные компетенции и не понимают, чем могли бы заниматься с учетом своих возможностей.

Еще больше затрудняет ситуацию реальное экономическое положение таких семей и существующая на сегодняшний день система поддержки людей с инвалидностью.  Ни для кого не секрет, что человеку с ОВЗ сложнее быть конкурентоспособным на рынке труда, освоить какую-либо профессию и достичь в ней высокого уровня квалификации. Поэтому, поиск работы становится долгим и напряженным, оплата труда гораздо ниже, чем получают другие работники. Более того, люди с инвалидностью, устраиваясь на работу, теряют часть социальных выплат: снимаются надбавки и доплаты к пенсии по инвалидности, так как считается, что, работая, человек может сам себя обеспечить, но в реальности все обстоит не так. Заработная плата человека с инвалидностью зачастую чуть больше, чем сумма, которую перестает выплачивать государство при устройстве на работу. А траты не сокращаются, а только увеличиваются с учетом потребностей, которые возникают у человека при регулярном посещении работы, плюс прежние траты на лекарства, лечение и пр. Вот и получается, что работать многим людям с инвалидностью просто не выгодно. Ведь можно не работать и иметь примерно такой же уровень дохода за счет социальных выплат, даже если этот уровень сам по себе маленький. Зато человек избавляет себя от множества преград, препятствий и переживаний, которые возникают на пути профессиональной реализации.

Родители подростков и молодых людей с особенностями здоровья и развития так и говорят: «Зачем мне мучать ребенка и себя, если результата все равно не будет… я буду сопровождать его на работу, тратить время и силы, мы потеряем выплаты, а денег все равно больше ни он, ни я не заработаем! Лучше будем проводить это время с пользой и удовольствием для себя!»

Так формируется потребительская позиция и обесценивание профессиональной реализации из-за того, что человек с ОВЗ и его семья, попадают в порочный круг «зависимости от обстоятельств», «выученной беспомощности», «социальной безучастности».

Поэтому важно объединять усилия родителей, подростков и специалистов по профориентации в формировании адекватной самооценки и навыков самоконтроля. И родитель здесь выступает основным помощником, так как от того, каким он видит своего ребенка (умелым или не очень, успешным или не способным достичь результатов, самостоятельным или требующим участия других людей и т.д.) зависит и собственное представление подростка с ОВЗ о себе.

Благотворительный фонд «Гольфстрим» реализует программы комплексного сопровождения подростков и молодых людей с низкими стартовыми возможностями. Это основная категория на которую рассчитаны многие программы фонда. Сейчас благотворительный фонд «Гольфстрим» реализуем «Проект сопровождаемой профориентации «Друг и Наставник»».

Проект реализуется при поддержке Грантов Мэра Москвы для социально ориентированных НКО Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы.