Как проходила работа по проекту «Друг и наставник» в Москве

С начала учебного года в Москве проводилась работа по проекту «Друг и наставник» по профориентации подростков с низкими стартовыми возможностями. На входящей диагностике результаты были невысокие, а в конце учебного года у подростков сформировались устойчивые знания о ряде профессий и представление себя в этой профессии.

Для ребят проводились социально-психологические тренинги (СПТ), на которых они узнали о различных профессиях и их особенностях.

Проходил онлайн курс по темам: «История возникновения профессий», «Характеристики профессии: технология», «Характеристики профессии: экономика», «Характеристики профессии: педагогика».

Сложность онлайн формата занятий для подростков с ОВЗ зачастую заключается в том, что далеко не все из них могут воспринимать информацию, если рядом нет специалиста. У многих детей с ОВЗ это вызывает отсутствие концентрации, они могут «включаться» только при очных встречах. В начале занятий казалось, что ребята не смогут понять такие термины как «технология» и «экономика». Но на практике всё оказалось понятно, подростки включались в онлайн и офлайн занятия и были очень активны и азартны.

Задачи поставленные на офлайн курс – систематизация уже имеющихся у подростков знаний о различных профессиях.

На занятиях каждую профессию разбирали на составляющие:

Технологическая – в чем состоит результат труда профессии, что требуется для выполнения той или иной работы, какие приспособления или механизмы.

Педагогическая – какие знания необходимы для профессии и где их можно получить.

Экономическая – какая заработная плата есть в определенной профессии и востребована ли эта специальность на рынке труда.

Все знакомые ребятам профессии разбирались по данной схеме. И каждый из подростков делал вывод на сколько он подходит для этой профессии, сможет ли он освоить ее, отучиться определенное количество лет, приобрести навыки, необходимые для профессии и дальше работать.

Для подростка определение образовательного маршрута весьма затруднительно, особенно если он не обладает достаточными сведениями о специфике разных профессий. Поэтому на занятиях каждому участнику предлагалось практическое упражнение – составить профессиограмму специальности, которая ему интересна.

Профессиограмма — это описание профессии и качеств, необходимых работнику.

Каждая профессиограмма, которую составили подростки в письменной форме, состояла из следующих разделов:

  • сведения о профессии (дополнительная информация о специальности);
  • доминирующие виды деятельности (профессиональные задачи и действия);
  • качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (способности, личностные качества, интересы, склонности);
  • качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности;
  • области применения профессиональных знаний (указать организации, где может работать специалист, овладевший данной профессией).

Целью этих занятий являлось создание условий для оказания социально-психологической помощи подросткам в определении дальнейшего образовательного маршрута. С подростками была проработана актуализация знаний о профессиях, расширены представления о предметной стороне профессии и выявлены требования профессии к индивидуальным характеристикам человека.

Практические занятия по освоению профессий будут проходить в следующем учебном году.

Перед началом занятий по профориентации проводилась диагностика. Первичное обследование проводилось в рамках проекта сопровождаемой профориентации «Друг и Наставник» БФ «Гольфстрим» и направлено на выявление специфики профессионального самоопределения подростков с ОВЗ.

На входящей диагностике обследуемая группа демонстрировала невысокий уровень знаний в сфере предметной стороны профессии: представления не до конца сформированы, знания бессистемны и мозаичны. Профессиональная направленность выражена недостаточно.

По прошествии ученого года у подростков сформировалось устойчивое представление о ряде профессий и себя в этой профессии. Для родителей даны рекомендации в каком направлении стоит ориентироваться для дополнительного профессионального образования. Это может быть связано с творчеством, технологиями, природой и т.д.

Благотворительный фонд «Гольфстрим» реализует программы комплексного сопровождения подростков и молодых людей с низкими стартовыми возможностями. Это основная категория на которую рассчитаны многие программы фонда. Сейчас благотворительный фонд «Гольфстрим» реализуем «Проект сопровождаемой профориентации «Друг и Наставник»».

Проект «Друг и наставник» нацелен на интеграцию Целей устойчивого развития — ЦУР №8 — достойная работа и экономический рост.

В рамках ЦУР №8 (8.3) проект содействует проведению ориентированной на развитие политики, которая способствует производительной деятельности, созданию достойных рабочих мест, предпринимательству, творчеству и инновационной деятельности, и поощрять официальное признание и развитие микро-, малых и средних предприятий, в том числе посредством предоставления им доступа к финансовым услугам.

К 2030 году (в рамках пункта ЦУР №8 — 8.6) существенно сократить долю молодежи, которая не работает, не учится и не приобретает профессиональных навыков.

В рамках национальной цели развития сохранение населения, здоровья и благополучия людей в проекте особое внимание уделяется повышению в обществе значимости семьи с детьми, формирование ответственного родительства, развитие родительских компетенций.

Проект реализуется при поддержке Грантов Мэра Москвы для социально ориентированных НКО Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы.

6 коментарий “Как проходила работа по проекту «Друг и наставник» в Москве

  1. Цель проекта «Друг и наставник» заключалась в создании условий для определения образовательного маршрута подростков и помощи им в профессиональном самоопределении. Я думаю это хорошо.

  2. Результаты диагностики подростков на входе в проект «Друг и наставник» показали невысокий уровень знаний в сфере профессионального самоопределения. И это печальная картина.

  3. Онлайн формат занятий оказался сложным для подростков с особыми образовательными потребностями. Однако, с помощью специалистов они смогли проявить активность и интерес к учебным материалам.

  4. Подростки составляли профессиограммы, чтобы определить свою заинтересованность и пригодность для выбранной профессии.

  5. Занятия по профориентации включали разбор профессий на составляющие. А это посильно для подростков с ОВЗ? Возможно не для всех.

  6. В процессе социально-психологических тренингов подростки получили информацию о разных профессиях и их особенностях. Я очень рада за ребят.

Комментарии закрыты.