Психокоррекционная помощь по адаптации и интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общество

Социализация – это процесс социального развития личности, активного усвоения индивидом ценностей и норм общества, формирование их в осознанную систему установок, определяющих позицию и поведение человека в социальной среде. Под социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья понимают специально организованный непрерывный образовательный процесс привыкания ребенка к условиям социальной среды через усвоение им правил и норм поведения, принятых в обществе. Именно таким задачам и соответствует групповая работа в рамках тренинговых занятий.

Ведущий на таких занятиях помогает ребенку формировать уважение к себе и окружающим людям, формировать позицию «Я-сам», желание самому решать свои проблемы.

Главные направления в такой работе:

• собственной активности в отношении своих жизненных проблем;

• развитие оптимизма, как сосредоточенности на позитивных сторонах жизни.

При этом психолог, прежде всего, вырабатывает определенные личностные качества:

• способность к преодолению привычного ради достижения чего-то нового;

• реализация потребности в познании;

• способность учиться у других;

• способность проявлять активность и настойчивость при достижении цели;

• действовать, учитывая интересы других людей;

• соблюдать установленные правила, нормы и ритуалы деятельности.

Большое значение в работе психолога занимает такой метод социализации как анимация. В самых разных формах такой метод реализуется практически на каждом занятиии. Это позволяет воздействовать на учащихся доступными для них способами. Анимация как вид творчества универсальна, так как сочетает в себе разные виды творческой деятельности, начиная с рисования и заканчивая работой с нетрадиционными материалами – песок, пуговицы, крупа, ткань, прищепки и прочее. Метод анимационной арт-терапии — это такой метод реабилитации, при котором коррекция состояния ребенка происходит мягко, естественно и гармонично. Так, в работе с учащимися, после просмотра видеофрагментов устанавливаются причинно-следственные связи между характером героя и его поступками; обсуждаются реальные и потенциальные возможности героев, их ролевые особенности, поверхностный и глубинный смысл возникающих ситуаций и извлечение уроков поведения в подобных жизненных ситуациях.

Для детей с интеллектуальной недостаточностью или РАС обсуждение психологических особенностей персонажей позволяет прогнозировать дальнейшее развитие сюжета, а также осознавать связь между психологическими особенностями личности и ее социальной эффективностью. Анимация, как синтез различных видов деятельности, включает в себя массу возможностей для реабилитации и социализации ребенка, как и любой другой вид арт-терапии.

Успешно и продуктивно зарекомендовали себя в коррекционной работе и другие техники. Так, например, цветотерапия – метод психологической коррекции и поддержки при помощи цвета.  Данный прием используется на занятиях как ритуал, когда участники озвучивают свое настроение и идентифицируют его с каким-либо цветом. В данном случае этот прием имеет и диагностические задачи.

Таким образом, в процессе психолого-педагогической работы формируется:

• потребность в активной деятельности;

• способность разрешать ролевые конфликты с позиции ценностей (добра, справедливости);

• понимание необходимости достигать ценности через преодоление трудностей и с опорой на эти ценности (вера в добро, порядок);

• способность различать терминальные и инструментальные ценности (ценности-цели и ценности-средства. Ценности-цели — это честность, благополучие, здоровье, а ценности-средства – это трудолюбие, соблюдение заветов старших, послушание).

Материал подготовлен специалистами благотворительного фонда «Гольфстрим» в рамках проекта «Инклюзия в действии».

Подписывайтесь на нас в социальных сетях VkontakteTelegramYoutube, Одноклассники, и Дзен.