Половое воспитание подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это важный аспект их общего развития и социализации. Несмотря на то, что эта тема часто вызывает у родителей и педагогов чувство неловкости и неуверенности, она является неотъемлемой частью формирования личности и подготовки к взрослой жизни.
Цели полового воспитания
Основная цель полового воспитания подростков с ОВЗ – это формирование первичных представлений о нравственных нормах отношений между людьми разного пола. Это включает в себя:
- Формирование положительного отношения к своему телу и здоровью, включая знания о гигиене и здоровом образе жизни.
- Формирование полоролевых позиций, понимание сущности и норм поведения, присущих девочкам и мальчикам.
- Удовлетворение познавательных интересов детей, связанных с половыми различиями и особенностями.
Особенности полового воспитания подростков с ОВЗ
Подростки с ограниченными возможностями здоровья, достигшие половой зрелости, часто сталкиваются с необходимостью почти полностью подавлять свое половое влечение. Это может приводить к повышенной возбудимости и стремлению к теплу и любви, что в некоторых случаях выражается в форме сексуальных действий, вызывающих осуждение окружающих.
Поэтому важно, чтобы родители и педагоги создавали условия для понимания подростками необходимости дружных, партнерских отношений между мальчиками и девочками. Это включает в себя:
- Показ социальных ролей мужчины и женщины в обществе.
- Демонстрацию полоролевых различий мальчиков и девочек в играх, увлечениях и домашних обязанностях.
- Показ традиционной дифференциации мужчин и женщин в труде и распределение социальных обязанностей между ними.
Психологический аспект
Психологический аспект полового воспитания включает умение ребенка проявлять свои чувства, выражать или подавлять эмоциональные переживания, отношение, влечения и сиюминутные желания. В доверительной беседе родители должны объяснить подростку, как он может показать свои чувства в социально-приемлемой форме: стыд, нежность, симпатию, антипатию.
Физиологический аспект
Физиологический аспект полового воспитания включает знакомство подростков с ОВЗ с различиями между юношами и девушками, особенностями в выборе одежды, прически, аксессуаров, а также с процессом и внешними признаками физиологического взросления.
Заключение
Половое воспитание подростков с ограниченными возможностями здоровья – это не отдельная сторона, а один из компонентов общего воспитания ребенка. Оно должно проходить гармонично, планомерно и в соответствии с возрастом ребенка. Конечным итогом полового воспитания можно назвать формирование у подростка системы обобщенных образов мужчины и женщины, их внешних характеристик, особенностей поведения, качеств личности и видов деятельности.
Таким образом, половое воспитание подростков с ОВЗ является важным элементом их общего развития и подготовки к взрослой жизни. Оно помогает им лучше понимать себя и свои чувства, а также способствует формированию здоровых и гармоничных отношений с окружающими.
Материал подготовлен специалистами благотворительного фонда «Гольфстрим» в рамках проекта «Инклюзия в действии» в городе Обнинске реализуемого при поддержке фонда Елены и Геннадия Тимченко на базе семейного клуба «Особые возможности» АНО «Общинный центр педагогики «Спас».
Подписывайтесь на нас в социальных сетях Vkontakte, Telegram, Youtube, Одноклассники, и Дзен.