Нежный возраст: во что играть с ребёнком от годика до трех лет?

Развитие ребёнка раннего возраста, то есть от 1 года до 3-х лет, как в физическом, так и в психологическом плане, характеризуется прежде всего большой интенсивностью. Если примерно до года ребенок спонтанно собирал информацию об окружающем мире, в основном, слушал и подражал взрослым, то сейчас малыш примеряет на себя роль активного исследователя!

В этот период совершенствуются двигательные навыки, движения постепенно становятся более сложными, скоординированными и точными. Начинается бурный процесс ознакомления с предметами, их свойствами и различное манипулирование ими. Совершенствуется слуховое восприятие, в первую очередь фонематический слух. И, конечно, интенсивно развивается активная речь. Начинает формироваться произвольность поведения, закладываются основные черты характера, формируется образ «Я». Считается, что именно в этот период, от года до трёх лет, закладывается основная база тех навыков и умений, которые он будет совершенствовать в последующем.

Очень многие родители в этом возрасте идут по пути интеллектуального развития своего малыша, предполагая, что чем раньше он начнёт заниматься, тем быстрей научится читать, писать, считать, говорить на иностранном языке и т.п. И вот кроха уже сидит за столом, пытаясь выполнить свои первые задания и написать первые буквы.

В ход идут интерактивные игрушки, которые умеют петь, говорить, проигрывать различные мелодии и песенки, планшетные (компьютерные) развивающие игры. В них можно рисовать, писать, изучать геометрические фигуры, цвета, буквы, цифры и т.д. Но при этом теряется самое главное — эмоционально насыщенное общение между ребёнком и взрослым, снижается двигательная активность, дефицит которой влечёт за собой замедление темпов физического и психического развития.

Поэтому успешное прохождение ребёнком важнейших этапов умственного и речевого развития напрямую зависит от того, в какие игры и какие игрушки он будет играть в раннем детстве, и как они будут между собой взаимосвязаны.

Давайте разберем, в какие игры нужно играть с малышами?

  1. Безусловно, это «обнимашки» и подвижные игры: это игры с мячом, весёлые игры детей и родителей, когда они «возятся» друг с другом, как будто играют в «кошки-мышки». Важность этих игр не только в том, чтобы укрепить эмоциональную связь между детьми и родителями, но и в том, чтобы помочь малышу почувствовать своё тело, его положение в пространстве. Говоря психологическим языком, в стимулировании тактильного, вестибулярного и пространственного восприятия, крупной моторики и ловкости. Здорово, если взрослые будут сопровождать эти игры ритмичными стишками — потешками, стимулирующими подражание и диалог.
  2. Игры, направленные на развитие различных видов восприятия (зрительного, слухового, вкусового, тактильного). Сюда можно отнести игры с природными материалами (крупы, камушки, ракушки, жёлуди, каштаны и т.д.), пуговицы, различные по фактуре ткани и материалы, устройства для извлечения различных звуков (маракасы, бубенцы, трещотки, колокольчики и т.п.). Их можно перебирать, сортировать, выкладывать в определённом порядке, ощупывать, комментируя их свойства (шершавый, гладкий, холодный, колючий и т.д.). Можно познакомить малыша с различными вкусами: сладкое, кислое, горькое, что-то нейтральное.
  3. Пальчиковые игры. Не для кого не секрет, что развитие мелкой моторики связано с развитием речи. А всё потому, что центры коры головного мозга, отвечающие за эти функции находятся рядом, и стимулируя мелкую моторику, мы автоматически стимулируем речь и наоборот. Сначала можно использовать игры, связанные с принятием и удержанием определённой позы рук, например, «Ладушки». Затем подключаются творческие игры и жестовые игры-имитации (например «Пальчик-мальчик, где ты был…»), в которых движения носят уже целевой характер. И затем отрабатываются действия, определяющие точность движений в системе «глаз-рука». Здесь можно использовать тесто, пальчиковые краски, пальчиковую гимнастику и т.д.
  4. Игры-вкладыши. Подобных игр достаточное количество: это могут быть вкладыши один в другой (стаканчики), вкладыши в рамку (по форме, по сюжету, по размеру), всевозможные сортёры, мозаики и т.д.
  5. Игры-нанизывания. Это пирамидки, нанизывание бусин на стержень или верёвочку, нанизывание пуговиц и т.п.

И последнее. Играя с малышом, родителям не сложно будет соблюдать несколько простых правил:

— играйте, когда вы и ваш малыш в хорошем настроении;

— показывайте ребёнку собственную увлечённость и эмоциональный отклик на то, что он делает;

— отмечайте для себя игры, которые наиболее нравятся малышу;

— не ждите , что ребёнок сразу научится всем движениям и усвоит порядок выполнения задания;

— не заставляйте его продолжать игру, если он не хочет;

— обязательно похвалите малыша за правильно выполненные задания.

Помните, что, искусственно снижая естественную двигательную активность ребёнка в этот период жизни, в более старшем возрасте это будет уже нельзя компенсировать. Так как именно в этом возрасте активно формируются новые связи в головном мозге, и чем больше их будет сформировано сейчас, тем успешней ваш ребёнок станет в будущем!