Наш проект «Мы в зоне доступа» продолжает свою работу. Сейчас команда «Гольфстрим» регулярно наведывается в Тулу, а в роли «самовара» выступает накопленный в фонде опыт работы с особенными подростками, которым мы делимся с коллегами в регионах.
Проект «Мы в зоне доступа» разработан Благотворительным фондом «Гольфстрим» и реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. Тула – уже третий город, где мы ведём работу. До этого проект побывал в Калуге и Твери.
«Каждый раз это – совершенно другая история. Новые дети со своими интересами и проблемами, другие родители. Новый квест, который необходимо пройти. И путь к финальному этапу в каждом городе имеет свои особенности». Юлия Прилепская, программный директор БФ «Гольфстрим».
Проект в Туле начался с серии встреч команды БФ «Гольфстрим» с представителями некоммерческих организаций, родительских, волонтёрских, образовательных организаций. Параллельно стартовала работа с волонтёрами, которые должны стать главными помощниками в работе с подростками с ОВЗ.
Кто пришёл на встречу? Студенты колледжей и вузов гуманитарных направлений, заинтересованные в реализации инклюзивных проектов в регионе. Большинство из них планирует связать свою жизнь с педагогикой. Благодаря проекту, они смогут уже сейчас попрактиковаться в работе с инклюзивными группами. У абсолютного большинства участников есть опыт коммуникации и совместной работы с людьми с особыми потребностями разных возрастов, все волонтёры знакомы с дактилологией и русским жестовым языком.
«Мы провели опрос на тему мотивации, понимания инклюзивных проектов и навыков взаимодействия с людьми с особыми потребностями. Выяснилось, что четверть участников до встречи с проектом рассматривали инклюзию, скорее, с точки зрения образования. Ещё четверть считали, что инклюзия — это слово, обозначающее людей с ограниченными возможностями здоровья». Алёна Карбасова, социальный педагог и специалист по инклюзии БФ «Гольфстрим».
После первых занятий взгляды волонтёров как минимум расширились. Сейчас идет проработка навыков тьюторской поддержки, формирование этически выверенного словарного запаса. Впереди – изучение правил съемок и создание сценария фильма.
Съёмки, в которых участвуют и волонтёры и ребята с особенностями развития, — очень важная часть проекта. Для этого нужно собрать сплочённую команду.
Рассказывает Анна Калашникова, клинический психолог.
«После тренинга общения, который проходит в течение пяти занятий, подростки с особыми потребностями объединяются в общую команду с волонтёрами и тогда мы начинаем работать со смешанной группой. Первая часть занятий — ребята знакомятся, принимают правила поведения. Учатся групповому взаимодействию — соревнуются в микро-группах в интеллектуальной викторине. Создают творческий продукт — групповой рисунок «Дом мечты, где хорошо всем людям». Вторая часть – наш традиционный «Киноклуб» в мини-формате. Они будут снимать кино, значит, необходимо погружение в тему.
А ещё через фильм можно ненавязчиво поговорить о какой-то проблеме. На занятии с волонтёрами ребята посмотрели забавный и поучительный мультфильм «Твой друг Крыса». Нам удалось очень тактично поговорить о том, что все мы разные, что кто-то кого-то боится или не любит. И это нормально. Главное другое. Всегда можно изменить свою точку зрения, увидев прекрасное в ужасном, хорошее в плохом. Не стоит навешивать ярлыки на людей — они так мешают общению. Просто проявляйте интерес, уважение и дружелюбие друг к другу»
О чём будет фильм? В Калуге снимали кино о родном городе – насколько он удобен для людей с ОВЗ. В Твери – фантастическую комедию о пришельцах из будущего. Какой сюжет родится в Туле, пока неизвестно. Главное, чтобы он состоялся.
«Дети с особенностями развития часто постоянно находятся под гиперопекой родителей. Ребята из Тулы – не исключение, — рассказывает А. Калашникова. — Сейчас они говорят о том, что им очень хочется провести день как обычные подростки. Сходить без пап и мам в кафе, просто погулять по городу – для них это уже фантастическое приключение».
Для родителей ребят с ОВЗ, участвующих в проекте, тоже проводятся встречи. С ними работают психологи и специалисты по инклюзии. И мы надеемся, что после этих занятий родительский контроль ослабнет, у ребят, участвующих в проекте, будет больше простора для творчества. Они справятся со всеми трудностями и вместе с волонтёрами придумают интересный сценарий и снимут фильм.