Любовь подростков к гаджетам вполне понятна и объяснима – там интересно, ярко, иногда смешно и можно увидеть такое, что в реальной жизни встретишь редко. Важно понимать, что гаджет в руках ребенка появился чаще всего от самих родителей, которые тем самым освобождали для себя свободное время, облегчали процесс кормления ребенка, одевания, принятия лекарств, езды в транспорте. Именно в этом ежедневном пользовании гаджетами и использовании его как средства развлечения и появляется интерес ребенка к данному устройству, который со временем становится устойчивым. При этом большинство родителей прекрасно понимают, что длительное использование гаджетов негативно сказывается на формировании социальных навыков ребенка, развитии его эмоциональной сферы.
Ответьте себе на вопросы?
- Какую потребность удовлетворяет ребёнок, проводя время в гаджете?
- Ему там интереснее, чем в реальной жизни?
- Он там общается?
- Его там принимают?
Чаще всего зависимость от гаджетов появляется у ребенка, который не может удовлетворить свои потребности в реальной жизни – его не понимают родители, критикуют учителя, нет друзей, с которыми можно было бы поделиться своими переживаниями
Ольга Цунина, психолог БФ «Гольфстрим»
Что делать в этом случае?
Введение любого гаджета в жизнь ребенка должно сопровождаться и введением новых правил – время пользования, содержание просматриваемого контента, длительность пользования. Такие правила должны быть взаимно приняты обеими сторонами – и родителями, и ребенком. Если ребенок в семье не интересен своим родителям, общение поверхностное и ограничивается проверкой уроков и дежурным «Как дела?», а на все остальное не остается времени, то ребенок непременно уйдет в гаджет, где он в социальных сетях найдет с кем поговорить о том, что ему на самом деле интересно, о чем переживает, где в игре через любой игровой персонаж он испытает чувство достижения, гордости, признания. Не является решением проблемы изъятие гаджета, наказание через лишение возможности им пользоваться, ведь чаще всего, у подростка там «вся жизнь». Будучи лишенным принятия в реальном мире, он лишается и виртуального принятия, оставаясь наедине со своими мыслями и проблемами. Ограничивая пользование гаджетом, родитель должен совместно с ребенком найти то содержание, которым можно наполнить освободившееся время и которое будет интересным, прежде всего, самому ребенку.
Если мама или папа говорят ребенку о том, что долго сидеть в телефоне нельзя, что это вредно, а сами весь вечер не выпускают телефон, то правила сразу подвергаются со стороны ребенка сомнениям. Ведь ребенок за истину принимает то, что видит и гораздо реже то, что слышит.
Вся семья должна соблюдать эти правила. Именно взрослый задает для ребенка образец соблюдения личных границ относительно доступности по телефону – кто-то при входе в квартиру совсем отключает телефон, кто-то ставит его на беззвучный режим, а кто-то доступен для своего окружения круглосуточно.
Часто взрослый берет на себя функцию контроля при пользовании ребенка гаджетами. Если введено правило, отражающее допустимое время, которое ребенок может использовать гаджет, то будет лучше, если функция контроля будет либо на самом ребенке, либо во вне – песочные часы или звуковой сигнал будильника, тем самым родитель не будет ассоциироваться у ребенка с чем-то негативным, лишающим удовольствие.