Что такое инклюзия?

В мире существует множество моделей понимания феномена «инвалидности» с точки зрения разных наук. В данном контексте важно выделить два антагонистических направления понимания инвалидности. 

1. Религиозная  модель понимает «инвалидность» как божий дар или божье проклятие, в зависимости от исследуемого периода и культуры. 

2. Традиционная модель понимания инвалидности определяет её как нарушение здоровья, дефект, который необходимо убрать, довести до условной нормы. Традиционная («медицинская») модель определяет инвалидность как нарушение здоровья, соответственно, минимизация нарушений осуществляется через медицинское вмешательство и терапию.

Человек с инвалидностью при таком подходе является проблемой, его следует в обязательном порядке «лечить», а для этого – поместить в специальный институт, что, зачастую, ведёт к изоляции человека от остального общества.

Обратите внимание, что определение инвалидности, которым до сих пор руководствуются в повседневной российской юридической практике, сводит понимание этого сложного социального явления к рамкам узкого медикалистского подхода:

Инвалид (от лат. invalidus — слабый, немощный) – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ФЗ «О социальной защите инвалидов» от 24 ноября1995 г.). Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы (МСЭК).

А инвалидность трактуется как нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящее к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или существенным затруднениям в жизни. В зависимости от их степени выделяются три группы инвалидности. Инвалидность, ее группа, причина, а при необходимости и время наступления определяются врачебно-трудовыми экспертными комиссиями (ВТЭК). При наступлении И. назначаются пенсии или ежемесячные пособия, предоставляются другие виды социального обеспечения и обслуживания.

В современном обществе на смену традиционной («медицинской») модели приходит социальный подход, который гласит, что причина инвалидности – это не само заболевание, как таковое, а барьеры вокруг человека (существующие в обществе физические, организационные и «отношенческие» барьеры, которые воздвигнуты на стереотипах и предрассудках).

Принятие организацией мирового сообщества основных правовых документов в области противодействия дискриминации всех групп социальных меньшинств «идеологически» закрепило начавшийся в середине 1960-х годов переход от традиционной («медицинской») модели к формированию социальной модели понимания инвалидности. Ведущими акторами формирования этого нового понимания инвалидности стали непосредственно социальные исследователи и активисты правозащитных организаций инвалидов.

3. Социальная модель определяет причину инвалидности не в самом заболевании, как таковом, а в существующих в обществе физических, организационных и «отношенческих» барьерах, базирующихся на стереотипах и предрассудках.

Человек с инвалидностью при такой модели не является «носителем проблемы», требующим специального обучения, напротив, проблемы и барьеры в жизни такого человека создаёт общество и несовершенство общественной системы образования, не готовой в условиях общей школы соответствовать разнообразным потребностям всех учащихся.

Живя в обществе и взаимодействуя с его членами, мы непрерывно «сортируем» людей и таким образом формируем группу ближайшего окружения или общения. Конечно, каждый человек одновременно является членом большого количества групп, которые между собой могут не пересекаться. Таким образом, формируется сеть социального взаимодействия каждого отдельного индивида. Ключевым фактором при создании групп входящих в одну социальную страту является наличие основных или определяющих признаков. В основе данного процесса лежит социальная эксклюзия или исключение. Чаще всего в категорию социально эксклюзированного населения входят люди, имеющие какие-либо отличия от условного большинства.

Процесс включения людей с особыми потребностями в общественную жизнь прошёл длинный путь: от «эксклюзии» — полнейшего исключения до принятия в инклюзивном пространстве. Давайте разберем все этапы, предшествующие современному видению гражданского общества. 

К первому этапу можно отнести практики эксклюзии.

В мифах о древней Спарте можно найти упоминания о том, что если ребенок казался физически несовершенным, его сбрасывали со скалы. В древней Греции и в древне Риме убийство младенцев с какими-либо заболеваниями считалось нормой, так как у них высоко ценилось физическое совершенство. В древней иудейской культуре к людям с ограниченными возможностями здоровья, сиротам, вдовам, бедным относились внимательно, но детоубийство было запрещено. Но люди с инвалидностью не могли посещать религиозные ритуалы, так как считалось, что эти люди с «печатью греха». 

Понятие «эксклюзии» распространено в большом количестве наук социальных, гуманитарных и педагогических направленности, кроме того является одним из основополагающих понятий связанных с депривацией и даже маргинализацией населения.  В основе данного понятия лежат принципы разделения или исключения индивидов или групп в различные социальные общности, группы и прочее. 

Социальная эксклюзия — это исключение или ограничение доступа индивидов к жизненно важным социальным институтам, таким как труд, образование и др., что не позволяет им получать экономические ресурсы, необходимые для поддержания адекватного уровня жизни (своего и своей семьи). [1]

В качестве следующего этапа становления современного отношения к включению людей с особыми потребностями в общественную жизнь, можно выделить сегрегацию или сепарацию. В разных источниках можно увидеть оба понятия, чаще всего, они синонимичны. В англоязычных источниках чаще можно встретить вариант «сепарация», в работах российских и советских авторов — «сегрегация».

Согласно научным источникам, сегрегация — это принудительное разделение людей на расовые, этнические или другие группы в повседневной жизни. [1]

В общественных науках различают две формы сегрегации: институциональную и территориальную. Обе формы в данном случае применимы и к людям с особыми потребностями. Институциональная сегрегация характеризуется обязательным использованием специализированных учреждений. Сюда можно отнести коррекционные школы, специализированные больницы и интернаты, условно закрытые общественные пространства и производства.

Если говорить о территориальной сегрегации, то здесь отдельные группы вынуждены проживать в специально отведённых для них территориях.

1.   Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

Далее последовал этап господства интеграции. 

Это понятие имеет несколько трактовок и объяснений. Интеграция в переводе с латинского языка (integer – целый) – процесс воссоединения, объединения в целое ранее разрозненных частей и элементов.

В научной среде термин интеграция появился первоначально, скорее всего, в математике. В математических трактатах XVII века она наряду с дифференциацией означала строго определенную операцию. Далее интеграция как научный термин переместилась в гуманитарные науки и была обнаружена в трудах Г. Спенсера, который применял его в контексте описания процессов образования живых систем.

В педагогике понятие «интеграция» употребляется при характеристике сложного целостного объекта системы образования или связи отдельных дифференцированных функций этой системы, а также при создании целого из разных систем. Если говорить об интеграции в контексте образования людей с особыми образовательными потребностями интеграция предполагает обучение ребенка с ОВЗ на равных с нормативными детьми в одних дошкольных группах и классах. Но многие педагоги отмечают, что данная модель в сфере образования и просвещения может быть эффективна только для тех детей, чей уровень психофизического и речевого развития соответствует или приближается к возрастной норме и, конечно, для тех, кто психологически готов к совместному со сверстниками обучению.

Таким образом, можно сказать, что в рамках интегративного подхода мы подготавливаем человека с ОВЗ к функционированию среди нормотивного окружения, «дотягиваем» до принятых стандартов, обеспечиваем доступную среду. Заметьте, в указанных выше определениях не говорится о подготовке общества к принятию ребят с ОВЗ, не говорится и о включении в обучение такого типа ребят с разными особенностями. 

Современный этап развития образовательных и просветительских технологий базируется на принципах инклюзивности. 

В широком смысле инклюзия — (от inclusion – включение) – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих особые потребности [1]. На территории нашей страны, на данный момент, инклюзия понимается как процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь. В Европе и США в инклюзивных проектах различных организаций участвуют не только люди с инвалидностью, люди серебряного возраста, но и люди с миграционным опытом, ЛГБТ+ и прочие группы населения. 

Инклюзивный подход подразумевает не только создание специальных условий для комфортного и бесконфликтного включения людей с особыми потребностями в социум, но и проведение большой просветительской работы с другими членами общества. 

1. Тони Бут, МэлЭйнскоу. Показатели инклюзии. Практическое пособие. — М.: РООИ «Перспектива», 2013. — 124 с. 

При этом, конечно, инклюзивные проекты не могут существовать сами по себе. Для их эффективного функционирования и бесперебойной работы требуется взаимодействие различных организаций, определенная законодательная база, принятие ценностей гражданского общества большинством, высокий уровень толерантности. 

Обратите внимание на изображение, оно хорошо иллюстрирует возможности функционирования инклюзивных проектов. В качестве основы здесь выступает безбарьерная среда — доступность физического и информационного пространства реализации проекта, как минимум. В доступном пространстве должны быть созданы условия для психологического комфорта каждого: отсутствие порицания, возможность самовыражения, выбора, уважение  и принятие каждого вне зависимости от его особенностей. Кому-то в таком пространстве может потребоваться помощь, поэтому в инклюзивном проекте также участвуют помощники для участников — сопровождающие, тьюторы, волонтёры, которые понимают специфику разных видов коммуникации, умеют мотивировать к деятельности, готовы поддержать и осведомлены и различных особенностях восприятия и мышления людей. 

Инклюзивные проекты полезны не только для людей с ОВЗ. Поскольку они учитывают специфику каждого участника, такие проекты молодых родителей, людей серебряного возраста, тех, кто длительное время находился в изоляции по той или иной причине, детей и взрослых, не владеющих местным языком на уровне «носителя». 

Есть еще два важных аспекта, без которых инклюзивные проекты не смогут длительно функционировать и развиваться — это прогрессивная государственная политика в сфере инклюзии и инклюзивная культура, которая, в свою очередь, неразрывно связана с изменением общественного мнения и повышением уровня толлерантности в обществе.