Психолог и эксперт фонда Ольга Цунина провела вебинар — «Работа психолога с семьями в кризисной ситуации»

Когда человек находится в стрессе и у него заканчиваются ресурсы, состояние «беги» может перетечь в «замри»

На базе благотворительного фонда «Гольфстрим» прошел методический семинар по теме «Работа психолога с семьями в кризисной ситуации», который провела психолог фонда, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики ФБГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева», психолог ОРО МОО «Равные возможности» Ольга Цунина.

В семинаре приняли участие представители профессионального сообщества и заинтересованные темой люди.

На семинаре были рассмотрены следующие вопросы:

— специфика кризисного консультирования детей и взрослых;

— психология горевания, работа с горем и утратой;

— содействие реадаптации к новым жизненным условиям;

— профилактика профессионального выгорания специалистов.

Первая часть обучающего мероприятия была посвящена кризисному консультированию – правилам, советам и принципам работы с клиентом, который находится в состоянии стресса.

«Главной задачей кризисного консультирования является работа с состоянием человека, а не с его проблемой. Только после того, как клиент принял, прожил и отреагировал на все переживания, достиг определённого уровня адаптации и теперь способен самостоятельно принимать рациональные решения, психолог может переориентироваться на проработку проблемы», — считает эксперт.

В первую очередь необходима проработка состояния человека, его эмоционального состояния, а не проблемы, подчеркнула психолог.

Психолог и эксперт БФ «Гольфстрим» Ольга Цунина провела методический семинар по теме «Работа психолога с семьями в кризисной ситуации»
Психолог и эксперт БФ «Гольфстрим» Ольга Цунина провела методический семинар по теме «Работа психолога с семьями в кризисной ситуации»

«Во время стресса любая модель поведения и любая реакция человека будет норматипичной. Потому что именно так человек пытается адаптироваться к тому, что происходит в настоящее время, и выбирает ту форму поведения, которая помогает справится с этой ситуацией. В ситуации стресса человек транслирует две модели поведения – «замри» или «беги». Когда у человека заканчиваются ресурсы, состояние «беги» может перетечь в «замри», при этом он будет минимизировать общение, сократит контакты, снизится производительность и эффективность труда, – отмечает Ольга Валерьевна – В то же время, в состоянии стресса у нас или у нашего окружения могут наблюдаться периоды ажитации – состояния перевозбуждения, желания всё время говорить, о том, что происходит и транслировать свою тревожность. Дополнительным фактором риска сейчас является состояние неопределенности, тревоги, чувства страха и даже вины особенно перед пожилыми и детьми».

Ольга Цунина отметила, что чаще всего с кризисным консультированием сталкиваются психологи телефона доверия, кризисных центров и центров психологической помощи, а также психологи детских садов и школ.

Специалисту необходимо создать специфические отношения между ним и клиентом, которые будут основаны на принятии, понимании и безусловном позитивном отношении к нему. В этом помогает определённая техника формулировки высказываний и открытые вопросы для быстрой подстройки к клиенту.

Психолог и эксперт БФ «Гольфстрим» Ольга Цунина провела методический семинар по теме «Работа психолога с семьями в кризисной ситуации»
Психолог и эксперт БФ «Гольфстрим» Ольга Цунина провела методический семинар по теме «Работа психолога с семьями в кризисной ситуации»

Во второй части выступления эксперт озвучила тему работы с горем и утратой, которым уделяется особое внимание в кризисном консультировании:

«К сожалению, каждый сталкивается с утратой, и даже не специалист должен понимать на какой стадии проживания горя и утраты находится человек. Утрата понимается как потеря близкого человека в результате смерти, развода и расставания. Чаще всего утрата сопровождается возникновением сильного стресса. Человек, переживающий утрату, меняется в общении и начинает транслировать то поведение и эмоции, которые раньше ему были не свойственны. Переживание утраты может длиться по-разному, нормативно около года» — рассказывает Ольга Цунина.

Психолог отметила, что каждый сталкивается с утратой, поэтому даже не специалист должен понимать на какой стадии проживания горя и утраты находится человек. Кроме того, Ольга Цунина рассказала, почему для психолога так важно, отмечать на какой стадии находится клиент и чем чревато не проживание горя:

«Адаптация не будет полной, если образ ушедшего не интегрирован во внутренний мир человека, понесшего утрату. Иногда работа горя не завершается или цикл прерывается, когда этот процесс не удачный или не завершенный, появляются паталогические варианты развития. Например, человек создаёт впечатление, будто ничего не произошло и накладывает табу на эту тему. Это может свидетельствовать о непрожитом горе, что приводит к психосоматическим проблемам, снижению тонуса и продуктивности в профессиональной деятельности.

Незавершение цикла проживания утраты может, напротив, привести к суицидальным попыткам или созданию культа умершего человека, полному отказу от собственной жизни и любой деятельности, которая не связана с умершим или мешает мыслям о нём. Чаще всего это свойственно родителям, у которых погибли дети.

Ольга Валерьевна также поделилась правилами и рекомендациями для практикующих психологов по работе с горем.

Задача окружения – не инвалидизировать горюющего и не гиперопекать, а наоборот, показать ему векторы развития. А психолог должен проработать иррациональные установки, например, «я предам умершего, если перестану носить траурную одежду» или «любовь бывает только один раз, я свою уже испытал». Такие установки деструктивно влияют на эмоциональное состояние, и мешают конструктивно проживать горе. 

Ольга Цунина рассказала, что детское горе отличается от взрослого.

«Ребёнок проходит те же фазы. Но проживание горя отличается затянувшимся регрессом, как в личных отношениях, так и какой-либо деятельности, игровой, учебной, речевой и т.д. У ребёнка могут быть навязчивые фантазии о воссоединении с умершим, болезненные размышления, явное отрицание, отказ принять, что человек ушёл и его уже не вернуть. Мы отмечаем личностные изменения, снижения уровня притязательности, изменения в когнитивной составляющей образа «я» и самооценке» — рассказывает Ольга Валерьевна.

В зависимости от возраста, ребёнок может по-разному воспринимать утрату:

«Мы четко должны понимать, что до раннего возраста ребёнок не понимает, что такое смерть. Поэтому не стоит вести с ним содержательные и глубокие беседы об этом. Для трёхлетнего ребёнка типичной реакцией является поиск взрослого, особенно если это была сильная привязанность к умершему. К пяти года у детей развивается воображение, поэтому стоит мягко объяснить, что человек умер и уже не вернётся, нужно напомнить, кто останется рядом с малышом и будет о нём заботится, не в коем случае не обманывая ребёнка. В семь лет страх смерти становится нормативным, а смерть воспринимается как угроза извне. В подростковом возрасте смерть принимает более реалистическое представление. Несмотря на то, что подростки –это ребята постарше, они нуждаются в поддержке больше всего и могут очень сильно проживать утрату, и даже взять ответственность и занять место взрослого, если в семье есть младшие дети».

Иногда в силу возраста ребёнок может даже не понимать, что такое смерть. В раннем возрасте такие дети могут думать, что родителя забрали какие-то злые силы. Они могут не плакать и не проявлять никакой реакции из-за сильного шока и тревоги, а потому тоже нуждаются в помощи и должны быть на психологическом контроле до полугода, ведь переживания могут носить отсроченный характер. У таких детей могут наблюдаться головные боли, высыпания, боли в животе, резкие перепады настроения, а также страх темноты и одиночества.

В заключении Ольга Валерьевна поделилась пятью главными правилами для психологов, чтобы избежать профессионального выгорания:

– Осознайте и примите свои чувства, а также конструктивно отреагируйте на них;

– Не забывайте о регулярной супервизии и личной терапии;

– Поддерживайте общение в профессиональном сообществе;

– Соблюдайте баланс между работой и личной жизнью;

– Разделяйте ответственность с клиентом.

Ольга Цунина отметила, что тема кризисного консультирования требует глубокого и подробного изучения, а каждые пункты доклада и практические техники будут обязательно рассмотрена на следующих вебинарах.

Ранее мы рассказывали о том, что фонд провёл онлайн-конференцию в формате PechaKucha.

Также благотворительный фонд «Гольфстрим» провёл круглый стол с экспертами со всей России.

Еще больше новостей БФ «Гольфстрим» читайте в наших социальных сетях Vkontaktetelegramодноклассники и Яндекс Дзен!