Служение и волонтёрство – это идеи, к которым нужно обращать ребёнка как можно раньше.
«В том, чтобы помогать другим безвозмездно, нет ничего унизительного или напрасно-затратного – объясняет психолог фонда «Гольфстрим» Ольга Авдеева, – кажется, эта простая идея просто забылась, и её нужно вспомнить».
Когда дети начинают бунтовать, становятся импульсивными и неуправляемыми, отказываются учиться и конфликтуют, или даже проявляют физическую агрессию, родители приводят их на саморегуляцию. Психолог задаёт родителям всего два вопроса, за которыми обычно следует неловкая пауза.
Первый вопрос: «А кто у него – объект заботы?» И второй: «А куда вы ходите волонтёрить?». Причем, чем неуправляемее и агрессивнее ребёнок, тем более неловкая пауза повисает.
«Родители не понимают, на каком основании ребёнок должен о ком-то осознанно, терпеливо, методично заботиться, если это о нём должны заботиться, его опекать, его контролировать, если всё лучшее – ему, на правах ребёнка?» – говорит Ольга Авдеева, – родители считают, что ребёнку нужно дать всё. Ведь только отданное ему «всё» гарантирует ему успех и процветание. «Всё» – во имя ребёнка».
Психолог очень аккуратно задает третий вопрос: «Ну а вы сами-то как именно показываете пример служения, а не обслуживания? В том числе, и вклада в общество. Семья – это не про то, где едят и обслуживают. А о ком ребёнок мог бы заботиться, а не выполнять обязанности? А чему он мог бы служить вместо того, чтобы подвергаться рамкам контроля, как единственного способа усмирять его злость и тревогу?»
Невозможно ограничиться обслуживанием, контролем и управлением и ждать, что умный способный к хорошей рефлексии ребёнок не начнет сопротивляться. Потому что его нормальная потребность – быть для кого-то, а не быть под кем-то. И эта потребность – быть для кого-то с каждым годом возрастает всё больше и неосознанно становится фрустрированной.
Однажды даже пять спортивных кружков перестают работать на развитие, потому что меняется смысл развития, который естественным образом перестраивается из потребления на отдачу. А внешняя ситуация этой возможности не обеспечивает.
Когда психолог спрашивает – «Куда вы ходите волонтёрить, хотя бы раз в неделю?», родители не понимают содержания вопроса. Тем не менее, в три года можно завести свой первый кактус на подоконнике, а в десять – уже работать в собачьем приюте. Отдача не по обмену, а просто так обеспечит больше гарантии успешного будущего, чем полученное «всё». Чем быстрее ребёнок сделает разворот от себя на других и мир, тем быстрее и лучше пойдёт саморегуляция.
«Именно поэтому психолог всё же проясняет – какой пример подают сами родители, – объясняет психолог фонда, – Да, конечно, забота о детях, финансовое обеспечение семьи– это само по себе и подвижничество, и служение, и проявление любви. Но нет ли еще какой-то вершины, которую следует приподнять? И между прочим – появляются. Появляются же! И время находится. Есть же очень простые способы: помощь в социальных центрах, приютах для животных, субботники и так далее» – добавляет Ольга Авдеева.
Ещё больше новостей и полезных статей БФ «Гольфстрим» читайте в наших социальных сетях Vkontakte, telegram, одноклассники и Яндекс Дзен.