Личная история слабовидящего человека и сотрудника фонда

К Международному дню слепых 13 ноября рассказываем о том, как живется человеку с проблемами со зрением в большом городе.

Вы когда-нибудь замечали на улице или в помещении, торопясь, следуя по своим делам среди других людей, забавную картину: с виду вроде приличный человек, вдруг останавливается, как вкопанный, и начинает странно водить ногами по полу или земле, зачем-то трогает стены, колонны, урны руками, или неожиданно натыкается на другого человека? Непривычно, не правда ли? Реакция разных людей на это разная.  Кто-то, не придав значения, обойдёт и продолжит свой путь. Кто-то будет ещё какое-то время удивлённо смотреть, пытаясь понять, в чем дело.  Кто-то станет сердиться: «Чего, мол, тут раскорячился? «Кто-то решит, что товарищ «с приветом» — мало ли таких? И только единицы из тысяч спросят: «Всё в порядке? Вам помочь?» Я точно знаю, что это так. Ведь этот странный человек- я!  Вы даже представить не можете, сколько разных казусных ситуаций со мной происходило за мою уже не такую короткую жизнь, три четверти которой я очень плохо вижу.

Чтобы вы понимали, насколько это «очень плохо», представьте, что в метро от вас стоит человек и что-то показывает рукой, а что именно показывает, вы рассмотреть не можете. Ну или просто, ради эксперимента, возьмите прозрачный пакетик из супермаркета, приложите к глазам и попробуйте прочитать какой-то не самый крупный текст в газете. Получается?

Возможно, в вас это не откликается: «та ещё невидаль! Каждый второй человек на планете имеет проблемы со зрением, а то и каждый первый, и носит очки!»

Да, согласна, по данным за 2019 год Всемирной организации здравоохранения около 2,2 млрд человек страдают нарушением ближнего или дальнего зрения. И каждый год эта цифра только растет! Офтальмологи бьют в набат! Отличие только в том, можно ли эти нарушения скорректировать, насколько эти особенности зрения становятся барьерами, которые существенно ограничивают человека в его жизнедеятельности. Тотально незрячих и слабовидящих, конечно, гораздо меньше, но и взаимодействовать с окружающим миром и другими людьми гораздо тяжелее.

13 ноября- Международный день слепых, или, как принято в последние годы с опорой на социальную модель понимания инвалидности и инклюзивный подход говорить,  — Международный день незрячих, день информирования  о проблемах, связанных с зрением.

И мы в БФ «Гольфстрим», который вот уже более 11,5 лет помогает разным людям, сталкивающимся с разными проблемами, в первую очередь, имеющим особенности здоровья или развития, также считаем этот разговор важным. Считаем важным, но не с позиции того, как плохо и тяжело кому-то живётся, а с позиции того, как важно иногда просто проявить внимательность, участие хоть в маленьком жизненном эпизоде другого человека, пусть даже сильно не похожего на других, но при этом обладающим уникальным внутренним миром и ценным опытом, умением видеть больше остальных, даже если не видит.

Мы редко делаем публикации от первого лица, чаще от всей команды БФ, но эта публикация именно такая. Меня зовут Скуратовская Ирина, я психолог, психотерапевт, методолог, эксперт фонда по вопросам социализации людей с ОВЗ и инклюзии, но я ещё и просто человек — человек с инвалидностью по зрению. И сегодня, 13 ноября, хочется просто рассказать вам и показать то, что замечают немногие, и зрение тут ни при чем.

Помните, в самом начале я спросила: «замечали ли вы необычных людей, которые вдруг останавливаются и щупают ногами пол или колонны руками? При этом, со стороны — это вроде человек, мало отличающийся от других, потому что может быть даже без очков? Кстати, это отчасти стереотип, что все люди, имеющие проблемы со зрением, носят очки. Так вот щупать ногами землю и водить перед собой руками порой в воздухе — мой самый любимый аттракцион! Если я так не буду делать, то бесконечно буду врезаться и падать. Это и так иногда случается, но мои странные ритуальные движения многократно минимизируют эти риски.

К слову, за 30 лет, которые я плохо вижу, только один раз ко мне подошёл молодой человек на лестнице перед входом в метро, когда я пыталась нащупать ногой край ступеней, и спросил, нужно ли мне помочь. Возможно, желающих было гораздо больше, смелых вот только оказалось слишком мало. Мы редко говорим в публичном пространстве на щекотливые темы, многие просто не знают, как себя вести в таких ситуациях, как обратиться и что-то предложить, чтоб никого не обидеть. Именно поэтому мы поднимаем эту тему в работе и реализуемых проектах, в статьях и постах,  на разных мероприятиях, где собирается широкая аудитория.

Мы все время от времени попадаем в нелепые ситуации, на которые многие реагируют стыдом и злостью, хотя куда легче и благостнее для всех участников этих нелепостей, выдохнуть, улыбнуться, воспринять это как данность и ситуацию для опыта. Ко мне вот, например, часто где-то в городе, магазине, поликлиниках и прочих местах подходят люди старшего возраста с просьбой прочитать им что-то мелко написанное.

Когда мне было лет 15, я каждый раз внутри себя восклицала: «Господи! Ну почему опять ко мне? Что я могу прочитать? Сама ничего не вижу толком!». Мне было жутко и не по себе, я испытывала неловкость и раздражалась на эту неловкость, на ситуацию, на этих бабушек и дедушек. 

С возрастом, опытом и знаниями пришло понимание того, что я даже благодарна этим людям. Из десятков других, они определяют меня как безопасного человека, чуткого и отзывчивого, того, кто может помочь и кому можно доверять. Тем более, на лбу у меня не написано, что я вижу ещё хуже чем они сами, да и очки мне не помогают, поэтому я без очков. Сейчас я просто с улыбкой говорю: «простите, но не могу помочь. У самой очень плохое зрение».

Некоторые бабули, конечно, не сдаются, пытаясь меня убедить что это не так — мол как это так, ещё такая молодая а уже не видит! Но и тут приходиться спокойно говорить о том, что болезнь не выбирает, к кому приходить, а просто приходит. И если нам не удаётся избавиться от неё, то нужно во что бы то ни стало научиться с ней жить пусть если не комфортно, то максимально облегчая её проявления и связанные с ней ограничения. Можно изменить отношение к ней, принять причём, касается это не только человека с ОВЗ, но его близких. Тогда в жизни точно появится больше места для чего-то более приятного, полезного, ценного, интересного.

Возвращаясь к бабулям, часто обращала внимание, что многие после такого доброжелательного ответа даже не получив желаемого быстро переключаются, проникаются, пытаются спросить и понять «как оно живётся; когда так плохо видишь?» — в ответ говорю, что радуюсь тому, что могу хоть что-то видеть! Они соглашаются; что это лучше, чем ничего.

В такие моменты, наверняка, многие задумываются, начинают осознавать, как много у них есть и какими природными запасами они обладают!  Вот она простая и примитивная психология счастья! Я счастлив от того что есть, что могу воспринимать этот мир и взаимодействовать с другими его обитателями.

Давайте будем внимательнее и чутче к себе и тем, кто оказался рядом.  Видеть в человеке человека, его уникальность, а не отличия, его трудности воспринимать не как проблемы, а как особенности, требующие иного разрешения ситуации. Давайте постараемся и к людям с особенностями зрения, и с особенностями слуха, мобильности, ментальными особенностями, относиться терпимее, с добром. А взамен они поделиться с нами новыми гранями в восприятии жизни, сделают общую палитру ярче и интереснее!