Социально-психологический тренинг как форма работы

В рамках проекта «Инклюзия в действии. Доступно всем» было проведено шесть онлайн встреч для участников с экспертом по поддержке семей, воспитывающих детей с особыми потребностями, практикующим психологом, специалистом высшей квалификационной категории, сотрудником Благотворительного фонда «Гольфстрим» Ириной Петровной Скуратовской.

Ирина Петровна в диалоге с участниками рассмотрела тему «Социально-психологический тренинг как форма работы: преимущества и ограничения». Какие возможности дает социально-психологический тренинг? И почему он эффективен в работе с родителями детей и подростков с ОВЗ? Выяснили, как с его помощью квалицированный ведущий может формировать и развивать специальные знания и умения участников тренинга. В рамках тренинга можно проводить диагностику и самодиагностику, способствовать личностному развитию участников. Он позволяет участникам взаимодействовать и общаться в течение полутора-двух часов. Эмоционально реагировать, осознавать, менять отношение, мотивы и т.д. Тренинг обогащает опыт участников, и не принуждает, а создает условия для развития личности и родительских компетенций.

Наряду с плюсами у тренинга как формы работы есть и слабые стороны. Ведущему может быть очень непросто поддерживать баланс экспертизы и фасилитации – то есть, одновременно контролировать и направлять группу, задавать динамику, в то же время давать каждому участнику нужное количество поддержки и возможности для раскрытия и проявления тех эмоциональных реакций, которые должны проявиться. В рамках тренинга меньше структурной чёткости. Также есть риск, что влияние групповой динамики на процесс может изменить планы тренера. Некоторым участникам тяжело открываться, возникает сопротивление, выпадение из процесса. Иногда некоторые упражнения или процессы могут стать триггером для травмированных участников.

«Теоретическая часть должна занимать не более 30% времени тренинга. Освещенные в теоретическом блоке вопросы и проблемы должны рассматриваться на практическом уровне в преломлении с личным опытом участников» — сделала акцент Ирина Петровна Скуратовская.

Самое важное – это подготовка к тренингу, включающая целеполагание, описание характеристик группы, планирование, точный выбор методик и инструментов. Важно заранее продумать, как будет оцениваться эффективность тренинга. Всегда нужно планировать тренинг вокруг центральной темы и все задания, упражнения, методики, техники и т.д. должны максимально приближать к ее раскрытию.

Вместе с Ириной Петровной участники онлайн-занятия тут же начали разрабатывать свою программу тренинга с определения темы, характеристик воображаемой группы и возможных целей. Получилось начало программы тренинга для родителей подростков из 5-7 классов коррекционной школы «Как принять возрастные проявления своего ребенка». Домашним заданием для участников стало сделать свою собственную программу тренинга для воображаемой (наиболее реальной в жизни каждого участника) группы родителей детей с ОВЗ. И представить для обсуждения на следующем онлайн-занятии 25.11.2022 г.

На шестой встрече было 5 человек. Это помогающие специалисты (психологи, тьюторы) и педагоги, а также родители детей с особыми потребностями.

В курсе участвуют специалисты из разных городов и регионов Российской Федерации, в том числе Владикавказа, Владимира, Калуги, Московской области.

4 коментария “Социально-психологический тренинг как форма работы

  1. Подготовка к тренингу играет ключевую роль в его успешности. Важно определить цели тренинга, характеристики группы, а также планировать задания и методики, которые наиболее эффективно раскроют тему тренинга. Оценка эффективности тренинга также является важным аспектом его планирования.

  2. Вместе с преимуществами тренинга, следует учитывать и его ограничения. Ведущему тренинга может быть сложно поддерживать баланс между экспертизой и фасилитацией, а также учитывать эмоциональные реакции и возможное сопротивление участников. Также тренинг может вызывать триггеры у травмированных участников. Важно учитывать эти факторы при планировании и проведении тренингов.

  3. Социально-психологический тренинг предоставляет участникам множество возможностей, включая диагностику, развитие личности, формирование специальных знаний и умений. Он также обеспечивает взаимодействие и общение участников в течение тренинга. Это ценный инструмент для развития личности и родительских компетенций.

  4. В рамках проекта «Инклюзия в действии. Доступно всем» Ирина Петровна Скуратовская провела шесть онлайн встреч, где рассмотрела тему «Социально-психологический тренинг как форма работы: преимущества и ограничения». Эти встречи позволили участникам получить ценные знания о тренинге и его эффективности в работе с родителями детей и подростков с ОВЗ.

Комментарии закрыты.