Выбор профессии для многих людей является ответственным и потому сложным делом. Совместить в одной профессии свои интересы, склонности, знания и умения, а также возможности здоровья и материальный ресурс бывает затруднительно. Своими мыслями по этому вопросу делится эксперт благотворительного фонда «Гольфстрим» клинический психолог Анна Калашникова.
Родителю и подростку с особыми потребностями приходится вдвойне тяжелее при выборе профессии. Проблем, сопровождающих в выборе специальности достаточно, и одной из главных является, недостаточная информированность о предметных сторонах профессии. Для того, чтобы восполнить информационные пробелы Анна Алексеевна предлагает алгоритм «Продумать и прочувствовать профессию». Родителю и подростку нужно ответить на 5 вопросов. Вопросы условно разделены в две группы: первая – характеристики профессии, вторая – личностные характеристики интересующегося. Отвечать следует честно и развернуто. Если возникают затруднения — обязательно обращаться к информационным источникам.
Вопрос 1. Что ты знаешь о содержании профессии?
Чем занимается человек данной профессии, с кем (категория людей) или чем (всевозможная техника, живая/неживая природа и пр.) он работает? Какие средства труда использует — простые ручные (типа кухонного ножа или молотка), машинные средства – (типа автобуса или трактора) или речь и особенное поведение?
Вопрос 2. Какие условия труда существуют в данной профессии или насколько комфортно ты будешь чувствовать себя, работая в выбранной специальности?
Нужно внимательно проанализировать по критерию обычные и необычные условия трудовой деятельности. Например, это работа в помещение или на открытом воздухе, существует ли риск получения травмы, высокий ли темп деятельности, придется интенсивно общения с конфликтными людьми или нет и прочее. Как условия труда могут повлиять на состояние твоего здоровья?
Вопрос 3. Знаешь ли ты особенности оплаты труда в данной профессии?
Каков характер оплаты (повременный или сдельный), существуют ли льготы и компенсации, каковы пределы изменения заработной платы? В каких отраслях используется эта профессия? Какой спрос на данную профессию на рынке труда?
Вопрос 4. Сможешь ли ты выучиться на эту специальность/профессию?
Знаешь ли ты, какие школьные предметы необходимы тебе в большей мере для овладения профессией? Считаешь ли ты уровень своих знаний достаточным для овладения избранной профессией? Знаешь ли ты, какие учебные заведения и как долго (продолжительность и интенсивность обучения) готовят специалистов данной профессии?
Вопрос 5. Обладаешь ли ты необходимыми для выбранной профессии качествами (способностями, личностными характеристиками, склонностями)?
Проанализируй, какие качества являются необходимыми для данной профессии, а какие — препятствуют эффективности деятельности?
«Просканировав» таким образом выбранные профессии вы получите развернутую картину и сможете более точечно и дифференцированно осуществлять выбор. Ну, а если, не случилось совпадения между «хочу» (интересно, нравится) и «могу» (возможностями здоровья, способностями) — то огорчаться не стоит. Мир профессий огромен. По некоторым данным в мире зафиксировано 70000 профессий. И каждый год появляются и закрепляются в справочниках все новые и новые специальности, о которых лет десять назад никто не мог даже и представить. Как вам такие специальности – переворачиватель пингвинов, оформитель витрин конструктором ЛЕГО или тестер пляжа? Мир профессий подвижен. Уверена, при соблюдении некоторых условий – хорошо поискать, получить дополнительные навыки и умения, а иногда и просто подождать – любой человек обязательно найдет свое дело, свою профессию!
Благотворительный фонд «Гольфстрим» реализует программы комплексного сопровождения подростков и молодых людей с низкими стартовыми возможностями. Это основная категория на которую рассчитаны многие программы фонда. Сейчас благотворительный фонд «Гольфстрим» реализуем «Проект сопровождаемой профориентации «Друг и Наставник»».
Проект реализуется при поддержке Грантов Мэра Москвы для социально ориентированных НКО Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы.
Я мама подростка с ОВЗ, мы в семье осознаем, что в будущем наш ребенок может столкнуться с трудностями в выборе профессии и трудоустройстве. Мы стремимся найти пути поддержки, чтобы помочь ему получить необходимые навыки и знания, которые помогут успешно реализоваться профессионально. Читаю материалы на сайте, чтобы использовать знания в воспитании сына.
Родители подростков с ОВЗ, каковым я и являюсь, задумываемся о трудностях, которые могут возникнуть в выборе профессии и трудоустройстве для нашего ребенка. Мы стремимся найти ресурсы и поддержку, чтобы помочь им осознать свои потенциальные возможности и найти подходящий путь для достижения профессионального успеха.
Родителям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья при выборе профессии приходится сталкиваться с дополнительными трудностями. Важно провести анализ содержания профессии, условий труда, особенностей оплаты, возможностей обучения и необходимых качеств для успешной деятельности в выбранной сфере. Однако стоит помнить, что мир профессий постоянно меняется и развивается. Даже если первоначальный выбор не совпадает с интересами и возможностями, всегда есть шанс найти свое дело и профессию, подходящие именно этому подростку. Важно быть открытым для исследования новых специальностей и готовым к обучению и развитию своих навыков и умений. И работа по выбору профессии — это совместный труд подростка, семьи и специалистов по профориентации.
У нашей дочери особенности ментального развития и возникают особые трудности в выборе профессии и трудоустройстве. Надо учитывать ее потребности и способности, чтобы найти подходящее занятие, которое будет приносить ей удовлетворение и стимулировать ее развитие.
Я согласна с тем, что выбор профессии для родителей и подростков с особыми потребностями может быть еще сложнее. Помимо обычных проблем, сопровождающих выбор специальности, таких как содержание профессии и условия труда, они должны также учитывать свои особенности и возможности здоровья. Важно провести тщательный анализ и проконсультироваться с родителями, психологами или специалистами в соответствующей области, чтобы определить, какая профессия будет наиболее подходящей. Но не стоит отчаиваться, если первоначальный выбор не совпадает с интересами и возможностями. Мир профессий огромен, и всегда есть возможность искать новые специальности и развивать свои навыки и умения. Важно быть открытым для новых возможностей и готовым к постоянному обучению и росту.
Выбор профессии для многих людей является сложным и ответственным делом, а для подростков с особыми потребностями этот процесс может быть еще более трудным. Одной из главных проблем является недостаточная информированность о предметных сторонах профессий. Поэтому важно провести анализ и обсудить с родителями условия труда, характер оплаты, возможности обучения и необходимые качества для выбранной профессии. Важно помнить, что мир профессий огромен, и каждый человек сможет найти свое дело и свою профессию.
Выбор профессии действительно является сложным и ответственным. Я согласна с психологом Анной Калашниковой, что для того, чтобы сделать правильный выбор, необходимо быть информированным о содержании профессии и ее особенностях. Алгоритм «Продумать и прочувствовать профессию», предложенный Анной Алексеевной, кажется очень полезным инструментом для родителей и подростков. Вопросы, которые нужно задать себе при выборе профессии, помогут оценить условия труда, возможности обучения и личностные характеристики, необходимые для успешной деятельности. Информационные пробелы могут быть заполнены с помощью поиска информации в источниках или обращения к специалистам. Важно помнить, что мир профессий постоянно меняется, и всегда есть возможность найти свою идеальную профессию, подходящую именно нам.
Как родитель подростка с ОВЗ, я осознаю, что выбор профессии и трудоустройство для моего ребенка могут стать сложными задачами. Возникают вопросы о том, как найти подходящую профессию, которая учитывает их особенности, и как помочь им успешно интегрироваться на рынок труда.