Сегодня нам хочется поговорить о мамах, ведь именно на них ложится основная нагрузка по уходу за маленьким ребенком, а если это ребёнок с нарушениями развития, то этот этап растягивается на многие годы. Часто мама, долгие годы находясь в тревогах за жизнь и здоровье малыша, боится сделать что-то неправильно, или просто нарушить привычный ритм и уклад, чтобы не спровоцировать нежелательные реакции или обострение заболевания и её жизнь становиться – не совсем ёё жизнью…. Она будто замирает в ожидании. И вот в таком «заколдованном» состоянии могут проходить годы и силы придаёт только любовь к ребёнку, который всецело от неё зависит. Но дети растут, развиваются и любой ребёнок, даже с тяжёлой формой заболевания, с выраженными нарушениями развития меняется, приобретает новые знания, навыки, опыт, становиться более умелым и самостоятельным. Любая система, а семья – это система, даже если она состоит только из двух человек мамы и ребёнка, стремиться к развитию. И в данном случае, развитие продолжается тогда, когда мама осознаёт, что хоть большая часть её жизни посвящена заботе о ребёнке, у неё есть свои интересы, потребности и желания.
Как на этом этапе помочь маме «проснуться»?
- любой следующий шаг начинается с признания сложившихся обстоятельств ( — «Я устала», « Я не знаю чего я сама хочу», « Мне самой ничего не интересно»…)
- подумайте о том, что жизнь идёт…она не будет ждать, когда будет «можно» или «не опасно», она происходит в любом состоянии, в этот самый момент!
Вот с этого и начнём! Ребёнок теперь часть вашей жизни, и значит его можно вовлечь, заинтересовать тем, что интересно вам.
Давайте попробуем проделать следующее упражнение:
- Возьмите листок бумаги и в столбик напишите ответы на вопрос: «Кто я?» (укажите все социальные роли, которые сможете: мама, жена, дочь, подруга, соседка; можете перечислить сферу личных и профессиональных интересов: швея, флорист, повар, велосипедист, театрал, книгочей, любитель танцев…).
- Напротив каждого пункта укажите, как вам кажется, вы проявляете себя в этой роли? Если – нет, то насколько вы этого хотите, хочется ли вам именно сейчас, шить, читать, танцевать, уделить внимание мужу, съездить к родителям…
- Проанализируйте, что у вас получилось?
- Если ваши желания касаются не вас лично, а связаны с совместным отдыхом семьи или с походом в интересное место, подумайте, что нужно сделать для того, чтобы и ребёнку было там интересно и полезно.
- Сейчас запускаются проекты в сфере культуры, которые рассчитаны на то, чтобы вовлечь, заинтересовать детей и молодых людей с особенностями, сделать культурное пространство доступным для них.
- Даже если вы понимаете, что для ребенка это длинный путь, вы будете проходить его вместе, появиться цель и наполненное совместным творчеством и экспериментами пространство!
- Если вы понимаете, что вам нужно больше личного времени на удовлетворение своих потребностей и желаний, подумайте где и как вы можете эту помощь получить? Если ребёнок старше 3 лет, то уже можно обращаться в организацию дошкольного или дополнительного образования, или некоммерческие центры, центры социальной помощи где ребенок будет получать образовательные и социальные услуги, а вы сможете какое-то время посвятить себе.
- Не забудьте себя похвалить, за качественно проделанную работу!
В следующий раз упражнение может быть совсем легким, спросите себя – «Что я хочу»?
И мы уверены, что с каждым разом вам всё легче будет отвечать на вопросы, и всё чаще будет приходить помощь и ваши желания будут удовлетворены.
Очень надеемся, что наши подсказки помогут вам научится заботиться о себе.