Ребенок с ОВЗ считает, что все ему должны. Зависит ли это от родительской позиции?

Очень важная тема, о которой хотелось бы поговорить, это самостоятельность, автономность подростка с ОВЗ. Родители детей-инвалидов очень обеспокоены тем, как будут входить в самостоятельную жизнь их дети, смогут ли они о себе заботиться? Рождение в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в большинстве случаев, приводит к ломке системы внутрисемейных взаимоотношений, трансформации обязанностей всех членов семьи. Происходит изменение ценностных ориентаций и мотивационных установок родителей. Они вынуждены решать все проблемы, связанные с инвалидностью (малообеспеченность, ограничение жизнедеятельности и т. д.), трудности, связанные с воспитанием такого ребенка, чрезвычайно велики. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья становится центром семьи. Но, создавая лучшие условия для его развития, посвящая ему всю жизнь, родители забывают о себе и своих личных интересах. В случае подобной жертвенности, которая становится смыслом жизни для родителей, ребенок отчетливо чувствует это и начинает манипулировать своей болезнью, развивается эгоизм. Если родители стараются всячески оградить его от общения со сверстниками, то вынужденное постоянное пребывание только в кругу близких родственников, зависимость от их повседневного ухода приведут к напряженности, нервозности и вспыльчивости.

Всё это может изменить статус семьи, способствовать закрытости семьи для внешнего мира, дефициту общения. Часто, в таком случае, взаимоотношения с внешним миром выстраиваются только по принципу – «Мы должны получить всё, что государство обязано нам предоставить»! И именно — «МЫ», не ребёнок, а все члены семьи демонстрируют свою созависимость. И эти установки очень сильно сказываются на том, какой личностью становиться подросток с ОВЗ. У многих, формируются, так называемые «рентные установки».

Попробуем разобраться, что это такое и как это мешает ребёнку становится самостоятельным?

Рентная установка – это особое состояние готовности к специфической реакции получения выгоды (материальной либо моральной) из своего неблагоприятного положения, возникающее на фоне необоснованной помощи и поддержки со стороны микро- и макро- окружения. Это состояние оказывает тормозящее и деформирующее влияние на личность подростка и все его поведение. Такой подросток ищет пути перекладывания ответственности за свою жизнь и судьбу на других, наиболее выгодную позицию для себя. А это, в свою очередь, способствует стремлению к установлению контроля над окружающими, и манипулированию ими.

Многие дети с ОВЗ, в силу заболевания, проявляют пассивность, инертность, они не стремятся к новым знаниям, избегают общения в коллективе. Но для родителей это не должно становится приговором, наоборот, необходимо преодолевать эти ограничения, стремиться научить ребёнка быть открытым, общаться со сверстниками и другими взрослыми. Цель семейного воспитания и состоит в том, чтобы помочь ребенку социально интегрироваться, насколько позволяют его возможности.

Конечно, ребёнок с ОВЗ имеет право на всестороннюю социальную поддержку, но и ребёнок, и вся семья, должны быть заинтересованы в развитии автономности и самостоятельности ребёнка, подростка.

Родителям детей с ОВЗ, впрочем, как и всем остальным родителям, необходимо научиться расширять сферу ответственности ребёнка. Учить его сначала обслуживать себя, с минимальной помощью, затем, посильно помогать взрослым по дому, получать полезные социальные навыки, а в дальнейшем суметь получить профессиональные навыки, освоить доступную профессию. Всё это возможно в том случае, когда позиция родителей направлена на развитие, устремлена в будущее.

Выстраивание процесса воспитания подростка с ОВЗ напрямую зависит от социального окружения, его внимательности, чуткости, с отсутствием поведения – «потребителя» и «жертвы». Первое, на что следует обратить внимание – это не столько воспитание подростков, сколько перевоспитание самих воспитателей (педагогов, родителей, и др. близких людей), имеющих прямое отношение к взаимодействию с детьми и подростками с ОВЗ.

Материал подготовлен психологом проекта Благотворительного фонда «Гольфстрим» по сопровождаемой профориентации «Друг и Наставник» реализуемого при поддержке Грантов Мэра Москвы для социально ориентированных НКО Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы.