Ребенок с ОВЗ считает, что все ему должны. Зависит ли это от родительской позиции?

Очень важная тема, о которой хотелось бы поговорить, это самостоятельность, автономность подростка с ОВЗ. Родители детей-инвалидов очень обеспокоены тем, как будут входить в самостоятельную жизнь их дети, смогут ли они о себе заботиться? Рождение в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в большинстве случаев, приводит к ломке системы внутрисемейных взаимоотношений, трансформации обязанностей всех членов семьи. Происходит изменение ценностных ориентаций и мотивационных установок родителей. Они вынуждены решать все проблемы, связанные с инвалидностью (малообеспеченность, ограничение жизнедеятельности и т. д.), трудности, связанные с воспитанием такого ребенка, чрезвычайно велики. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья становится центром семьи. Но, создавая лучшие условия для его развития, посвящая ему всю жизнь, родители забывают о себе и своих личных интересах. В случае подобной жертвенности, которая становится смыслом жизни для родителей, ребенок отчетливо чувствует это и начинает манипулировать своей болезнью, развивается эгоизм. Если родители стараются всячески оградить его от общения со сверстниками, то вынужденное постоянное пребывание только в кругу близких родственников, зависимость от их повседневного ухода приведут к напряженности, нервозности и вспыльчивости.

Всё это может изменить статус семьи, способствовать закрытости семьи для внешнего мира, дефициту общения. Часто, в таком случае, взаимоотношения с внешним миром выстраиваются только по принципу – «Мы должны получить всё, что государство обязано нам предоставить»! И именно — «МЫ», не ребёнок, а все члены семьи демонстрируют свою созависимость. И эти установки очень сильно сказываются на том, какой личностью становиться подросток с ОВЗ. У многих, формируются, так называемые «рентные установки».

Попробуем разобраться, что это такое и как это мешает ребёнку становится самостоятельным?

Рентная установка – это особое состояние готовности к специфической реакции получения выгоды (материальной либо моральной) из своего неблагоприятного положения, возникающее на фоне необоснованной помощи и поддержки со стороны микро- и макро- окружения. Это состояние оказывает тормозящее и деформирующее влияние на личность подростка и все его поведение. Такой подросток ищет пути перекладывания ответственности за свою жизнь и судьбу на других, наиболее выгодную позицию для себя. А это, в свою очередь, способствует стремлению к установлению контроля над окружающими, и манипулированию ими.

Многие дети с ОВЗ, в силу заболевания, проявляют пассивность, инертность, они не стремятся к новым знаниям, избегают общения в коллективе. Но для родителей это не должно становится приговором, наоборот, необходимо преодолевать эти ограничения, стремиться научить ребёнка быть открытым, общаться со сверстниками и другими взрослыми. Цель семейного воспитания и состоит в том, чтобы помочь ребенку социально интегрироваться, насколько позволяют его возможности.

Конечно, ребёнок с ОВЗ имеет право на всестороннюю социальную поддержку, но и ребёнок, и вся семья, должны быть заинтересованы в развитии автономности и самостоятельности ребёнка, подростка.

Родителям детей с ОВЗ, впрочем, как и всем остальным родителям, необходимо научиться расширять сферу ответственности ребёнка. Учить его сначала обслуживать себя, с минимальной помощью, затем, посильно помогать взрослым по дому, получать полезные социальные навыки, а в дальнейшем суметь получить профессиональные навыки, освоить доступную профессию. Всё это возможно в том случае, когда позиция родителей направлена на развитие, устремлена в будущее.

Выстраивание процесса воспитания подростка с ОВЗ напрямую зависит от социального окружения, его внимательности, чуткости, с отсутствием поведения – «потребителя» и «жертвы». Первое, на что следует обратить внимание – это не столько воспитание подростков, сколько перевоспитание самих воспитателей (педагогов, родителей, и др. близких людей), имеющих прямое отношение к взаимодействию с детьми и подростками с ОВЗ.

Материал подготовлен психологом проекта Благотворительного фонда «Гольфстрим» по сопровождаемой профориентации «Друг и Наставник» реализуемого при поддержке Грантов Мэра Москвы для социально ориентированных НКО Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы.

5 коментарий “Ребенок с ОВЗ считает, что все ему должны. Зависит ли это от родительской позиции?

  1. У меня сын с ОВЗ, и мы всегда стараемся предоставить ему всю необходимую помощь. Материал помог мне осознать, что слишком большая забота и жертвенность могут привести к эгоизму и манипуляциям со стороны ребенка. Теперь я понимаю, что важно научить его быть самостоятельным и развивать социальные навыки. Буду стараться не ограждать его от общения со сверстниками и помогать ему стать автономным и успешным в будущем.

  2. У меня особенный ребенок, и я часто ощущаю себя в роли «спасителя». Материал помог мне осознать, что такая жертвенность может нанести вред и мешать ему становиться самостоятельным. Теперь я понимаю, что важно научить его обслуживать себя и помогать взрослым, чтобы он развивался и получал социальные навыки. Буду стараться научить его быть автономным и стремиться к профессиональному развитию.

  3. Как психолог, я хотела бы выразить свою глубокую заинтересованность в обсуждении важной темы — самостоятельности и автономности подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Родители детей-инвалидов часто испытывают тревогу о том, смогут ли их дети успешно справляться с самостоятельной жизнью и заботиться о себе. Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья приводит к изменению динамики внутрисемейных отношений, перераспределению обязанностей среди членов семьи. Родители вынуждены сталкиваться с проблемами, связанными с инвалидностью (финансовыми трудностями, ограничениями в повседневной жизни и т.д.) и трудностями в воспитании таких детей. Ребенок с ограниченными возможностями становится центром внимания для всей семьи. Однако, стремясь создать лучшие условия для его развития и посвятить ему всю свою жизнь, родители могут забывать о своих собственных интересах и нуждах. В результате такой жертвенности, которая становится целью жизни для родителей, ребенок начинает ощущать это и может начать манипулировать своей болезнью, развиваться эгоистично. Если родители избегают контакта ребенка с ОВЗ с сверстниками и ограничивают его общение только внутри семьи, это может привести к напряженности, нервозности и вспыльчивости.
    Все это может привести к изменению социального статуса семьи, усилению ее изоляции от внешнего мира и ограниченности в общении. Часто в таких случаях взаимодействие с внешним миром основывается на принципе «Мы должны получить все, что государство должно предоставить нам!» Это общая позиция всех членов семьи, а не только ребенка, и они демонстрируют свою созависимость. Эти установки сильно влияют на формирование личности подростка с ОВЗ, и многие из них развивают так называемые «рентные установки».
    «Рентная установка» — это особое состояние, когда подросток ожидает получения выгоды (материальной или моральной) из своего неблагоприятного положения, основываясь на необоснованной помощи и поддержке со стороны своего окружения. Это состояние тормозит и искажает личность подростка и его поведение. Такой подросток стремится переложить ответственность за свою жизнь и судьбу на других, ищет наиболее выгодное положение для себя. Это, в свою очередь, стимулирует стремление контролировать окружающих и манипулировать ими.
    Многие дети с ОВЗ из-за своего состояния проявляют пассивность, инертность и не проявляют интереса к новым знаниям или общению в коллективе. Однако родители не должны рассматривать это как приговор. Напротив, необходимо преодолеть эти ограничения и помочь ребенку быть открытым, общаться со сверстниками и взрослыми. Главная цель семейного воспитания — помочь ребенку социально интегрироваться.

  4. Я сильно волнуюсь о будущем моего сына и его способности быть самостоятельным. Материал очень полезен, так как помогает мне осознать, что моя жертвенность и слишком большая защита могут негативно влиять на его развитие. Я понимаю, что важно научить его быть самостоятельным и развивать социальные навыки, чтобы он мог успешно интегрироваться в общество. Буду стараться расширять его ответственность постепенно и поддерживать его в развитии.

  5. Мы с женой очень беспокоимся о будущем нашего ребенка с особенностями, и иногда мы чувствуем себя в замкнутом круге, где все наши усилия направлены только на помощь ему. Материал позволил нам осознать, что наша постоянная помощь и защита могут препятствовать его самостоятельности и социальной адаптации. Теперь мы понимаем, что важно научить его быть открытым и общаться со сверстниками, а также развивать его навыки и интересы. Мы будем стремиться к тому, чтобы наш ребенок был автономным и успешно интегрировался в общество.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *