20 июля в Москве Форум Доноров в партнерстве с БФ «ОМК-Участие» провел бенчмаркинг-сессию «Развитие доступной среды культурных проектов и институций».
Согласно отчёту Счетной палаты Российской Федерации 2021 года, под потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья и других маломобильных групп населения в целом по Российской Федерации не адаптированы более 70% учреждений культуры. В ходе дискуссии эксперты рассказали о собственном вкладе в развитие инклюзивной культуры: развитии доступности культурных проектов и институций, инициаторах таких проектов и индикаторах успеха.
Опыт Объединенной металлургической компании и фонда «ОМК-Участие» в выстраивании инклюзивной системы представила Юлия Мишина, генеральный директор благотворительного фонда «ОМК-Участие»:
Для меня был особый момент, когда наши эксперты по проекту «Работа есть» заявили, что в Германии ни одно событие городского масштаба не проходит без перевода на жестовый язык — независимо от того, придет туда слабослышащий участник или нет. Это своеобразный стандарт проведения мероприятий», — Юлия Мишина, генеральный директор благотворительного фонда «ОМК-Участие.
Юлия Мишина, генеральный директор благотворительного фонда «ОМК-Участие»
Теперь цель Юлии и команды — стремиться к тому, чтобы инклюзия стала нормальной, естественной частью жизни. «Сейчас мы говорим об инклюзии, как части социокультурный стратегии нашего города». Инклюзивная стратегия фонда имеет три направления: вовлечение людей в культурную и общественную жизнь, трудоустройство людей с инвалидностью и развитие инклюзивного образования. В рамках проекта «Выкса. Доступ есть» проводятся просветительские мероприятия ко Дню аутизма, Дню жестового языка, Дню белой трости; повышается доступность ключевых культурных мероприятий (Ночи в музее, театральные сезоны, Выкса. Фест).
На Выкса.Фестивале команда работает от запроса: сейчас 90% событий доступны для людей с разными формами инвалидности. Не все, но если из формы регистрации и обращений понятно, что какое-то мероприятие будет интересно людям с особыми потребностями, то соорганизаторы площадки готовят там комфортные условия. В 2022 году при подготовке к фестивалю прошла школа инклюзивного волонтера (более 20% — волонтеры с РЖЯ). Кроме того, на фестивале всегда часть программы готовится с участием людей с ОВЗ: танцы с Inclusive Dance, полезный маркет с сувенирами от фондов и др.
В 2021 году был создан экспертный совет, который помогает адаптировать выставки в музеях для людей с ОВЗ (63 тифлокомментария, более 20 гидов на РЖЯ). Так, ВМЗ (Выксунский металлургический завод) теперь первое промышленное предприятие, предлагающие адаптированный маршрут «Доступный завод». А музей истории ВМЗ готовится к тому, чтобы стать ресурсным центром (создается образовательная программа совместно с БФ «Гольфстрим», проводятся стажировки по освоению лучшего опыта инклюзивных музеев (Пушкинский, ГЭС-2 и др.), запущены «Уроки доброты» для воспитания толерантности в школах и др.). В ближайшее время фонд готовит повторное (первое — в 2020 г.) исследование воздействие фонда на развитие инклюзивной среды и культуры в городе.
«Мы в фонде изначально понимали, что большинство наших благополучателей никогда не будут здоровыми в классическом понимании, и тогда родился наш подход: «Развитие культуры, где есть место каждому». Инклюзия должна быть ориентирована не только на людей с ОВЗ, но и на всех, живущих в стране», — отмечает Елена Лесина, административный директор благотворительного фонда «Гольфстрим».
Елена Лесина, административный директор благотворительного фонда «Гольфстрим»
Она рассказала о том, что формирует доступность социокультурных учреждений: доступность и комфорт на трех уровнях: информационном, физическом и социокультурном.
По словам Елены, культура, просветительские проекты — это мягкая, деликатная среда, которая позволяет нам достичь все цели, которые мы ставим себе в работе с ОВЗ. Один из примеров — выставочный проект «Искусство быть», популяризирующий инклюзию методами современного искусства. Арт-объекты стали связующим звеном между деятелями искусства, художниками, кураторами, волонтерами-медиаторами, сотрудниками социо-культурных учреждений, музеев, людьми с ОВЗ и нормотипичными гражданами. Участие в выставочном проекте приняли 34 музея, в т.ч. в Казани, Владимире, Иванове, Выксе, Нижнем Новгороде, Москве, Краснодаре и др. городах.
С каждым музеем фонд начинал работу с изучения особенностей площадки, проверки её на доступность, проверки на соответствие чек-листу (необходимые, важные и дополнительные условия). На старте проекта после Open Call для художников проводились занятия («Арт-резиденция»), школа медиаторов и просветительская лаборатория для сотрудников институций, разработка параллельной программы, а также запускалась работа по адаптации самого музейного пространства и создании безопасного и комфортного зала (более половины средств, по словам Елены, уходит именно на это) и готовилась программа поддержки сотрудников/волонтеров. Особое внимание в выступлении Елены было посвящено циклу работы с аудиторией: большую помощь в инфоподдержке оказывают партнеры, школы, образовательные организации, учреждения соцзащиты, НКО и организации, занимающиеся самыми разными нозологиями, а также проведение публичных презентаций, открытых групповых экскурсий и мероприятий. Среди важнейших результатов Елена упоминает снижение стигматизации уязвимых групп, понимание современного искусства и его ресурсности для общества в целом, приобщение людей с ОВЗ к культуре и духовному развитию, расширение континента посетителей музеев, формирование у сотрудников музеев и волонтеров компетенций по работе с инклюзивной аудиторией и др.
«Музей — это не место, где хранится культура. Это то место, где общество может прикоснуться к своим позитивным представлениям о себе. Мы должны быть тем пространством, которое задает и распространяет ценности будущего», — убеждена Анна Макарчук, директор Центра толерантности Еврейского музея и центра толерантности.
«Очень удобно было бы думать, что людей с инвалидностью не существует. Но нам важно, чтобы человек приходил на выставку и видел в музее незрячего человека, человека с синдромом Дауна, пожилого человека или человека передвигающегося на коляске. Культурное пространство — именно то место, где этот контакт, это соприкосновение может быть безопасным и комфортным», — Анна Макарчук, директор Центра толерантности Еврейского музея и центра толерантности.
Анна Макарчук, директор Центра толерантности Еврейского музея и центра толерантности
В 2020 году Центр при поддержке ФПГ БФ «Абсолют-Помощь» запустил проект Культура. Inc — это игровая обучающая онлайнплатформа, ориентированная на волонтеров и сотрудников учреждений культуры. Геймифицированная обучающая платформа построена в формате case-study. Она включает 10 иллюстрированных кейсов с типовыми ситуациями взаимодействия с людьми с ОВЗ. Каждый кейс содержит один верный и несколько неверных вариантов с необходимыми пояснениями. Интерес к курсу настолько высокий, что доля доходящих до конца обучения достигает 85%, что почти в два раза выше среднего.
Центр провел исследование и обнаружил, что люди с инвалидностью доверяют преимущественно людям своих сообществ, и эти данные дали старт новому проекту, в котором Центр начал готовить медиа-волонтеров из числа людей с инвалидностью. Анна пригласила участников вовлекать медиа-волонтеров (к августу у них будет завершение обучения и выпускной) к освещению своих мероприятий.
Мероприятие проведено в рамках проекта «Форум меценатов будущего» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ) в партнерстве с Благотворительным фондом «ОМК — Участие».