Принципы формирования групп при реализации проекта «Инклюзия в действии. Доступно всем»

Большую актуальность в последнее время приобрел вопрос социально-бытовой адаптации детей, подростков и молодых людей с ОВЗ. Это связано с увеличением числа таких людей в России. Для решения этого вопроса реализуется проект благотворительного фонда «Гольфстрим» — «Инклюзия в действии. Доступно всем», который направлен на социализацию и бесконфликтную интеграцию подростков и молодых взрослых с ОВЗ в социум.

В основе реализации проекта «Инклюзия в действии. Доступно всем» лежит методика «Подростковый клуб», разработанная специалистами благотворительного фонда «Гольфстрим». В результате ее применения достигается видимый результат у детей с ОВЗ и их родителей по включению в повседневную жизнь общества. Основная цель, которая ставилась перед специалистами – помочь семьям принять своих детей, найти ресурсы и включить всех участников процесса в общественную жизнь, где им комфортно так же как и нормотипичным людям.

Промежуточные результаты мониторинга показывают положительную тенденцию работы с подростками с ОВЗ, их родителями и валидность методики «Подростковый клуб» вне зависимости от региональных особенностей.

Ранее мы уже рассказывали о первом блоке реализации проекта «Инклюзия в действии. Доступно всем», который включает в себя серию обучающих курсов для специалистов, работающих с подростками с ОВЗ и их родителями.

Второй блок проекта посвящен Принципам формирования групп подростков и молодых взрослых с ОВЗ для реализации программы «Подростковый клуб».

Для начала работы проводится информирование семей с подростками и молодыми взрослыми с ОВЗ о старте программы и условиях участия (возраст участников, цель программы, структура программы, продолжительность программы, регулярность занятий и пр.). Семьи с подростками приглашаются на первичную встречу, где происходит знакомство специалистов с семьями, а также проводится входная диагностика подростков и их родителей для составления специалистам представления о каждом подростке и оценке возможности включения его в группу для дальнейшей работы.

Для того, чтобы подростки чувствовали себя безопасно, им было комфортно взаимодействовать друг с другом и работа в целом была эффективной (имела коррекционно-развивающее и психотерапевтическое воздействие), важно учесть следующие критерии для формирования групп:

Индивидуальные критерии

  • желательно наличие навыков речевой коммуникации. В этом случае всем участникам группы легче обмениваться информацией и взаимодействовать друг с другом;
  • желательно отсутствие проявлений агрессии (на физическом уровне и вербальном). Незнакомые пространство, люди, новая социальная ситуация могут быть стрессовыми факторами и вызывать тревожные состояния у участников, однако агрессивные реакции, направленные против себя и окружающих, даже в ситуации фрустрации, нежелательны;
  • должны быть сформированы регуляторные функции (произвольность собственных действий, подчинение их собственной воле). Участники должны следовать указаниям ведущих, выполнять установленные в группе правила, участвовать в предложенных активностях;
  • когнитивная сфера должна быть развита так, чтобы участники могли понимать и продуцировать сложные речевые конструкции, прослеживать причинно-следственные связи, имели достаточный уровень познавательной активности;
  • у участников должна быть развита критичность: участники группы должны иметь навыки оценки собственного поведения, реакций других людей, результаты деятельности;
  • важно наличие у участников группы адаптационных механизмов и опыта участия в совместной деятельности группы сверстников (до 15 человек) в регламентированных социальных ситуациях.

Групповые критерии

  • психологический возраст и уровень развития участников должны быть близки друг другу (биологический возраст участников – от 12 лет). Участники работают более эффективно, если их интересы, желания, возможности и сложности похожи. Это способствует и формированию дальнейших взаимоотношений участников вне групповой деятельности;
  • сложности в состоянии здоровья и нарушения развития и темперамент участников должны быть учтены таким образом, чтобы группа была работоспособной и особенности одних участников не препятствовали комфортному и эффективному участию в группе других. Например: некоторые люди с расстройством аутистического спектра имеют особенности сенсорного восприятия и особо чувствительны к громким звукам. Это значит, что для обеспечения их комфорта и работоспособности необходимо предусмотреть, чтобы в группе не было других участников, которые часто произвольно или непроизвольно издают громкие звуки;
  • гендерный фактор важен, но не является определяющим. Предпочтительно, чтобы в группе были разнополые участники, потому что это способствует интересу подростков друг к другу и является дополнительной мотивацией к активной деятельности на групповых занятиях.

Сформировать группы с учетом всех указанных критериев достаточно сложно, однако важно учитывать большую их часть.

Когда после первой встречи и входной диагностики специалисты выносят суждение о том, что подростки не готовы участвовать в группе, то семье может быть рекомендована индивидуальная работа подростков со специалистом (например, по коррекции поведения), работа в малых группах до 5 человек, посещение мастер-классов в сопровождении родителей или тьюторов. Благодаря таким формам работы у подростков могут сформироваться новые социальные навыки, готовность и возможность находиться среди большого числа людей. Через некоторое время при положительной динамике индивидуальной работы или деятельности в малых группах подростки могут принять участие в новом цикле проекта «Подростковый клуб».

С 1 августа 2022 года проект «Инклюзия в действии. Доступно всем» реализуется в четырех регионах Российской Федерации: в Калуге, Владикавказе, Владимире и Московской области и поддерживается благотворительным фондом «Абсолют-Помощь».

Реализуя проект «Инклюзия в действии. Доступно всем» благотворительный фонд «Гольфстрим» участвует в достижении Цели устойчивого развития ООН №3 – обеспечение здорового образа жизни и содействия благополучия для всех в любом возрасте, № 10 — Сокращение неравенства, а также Национальных целей развития — Сохранение населения, здоровье и благополучие людей, Возможности для самореализации и развития талантов и Комфортная и безопасная среда для жизни.

4 коментария “Принципы формирования групп при реализации проекта «Инклюзия в действии. Доступно всем»

  1. Развитие регуляторных функций: участники должны иметь возможность контролировать свои действия и следовать правилам, установленным в группе. Это способствует эффективной работе и сотрудничеству внутри группы.

  2. Развитие критического мышления: участники должны иметь навыки оценки своего поведения, реакций других людей и результатов своей деятельности. Это позволит им развивать свою самооценку и самоконтроль, а также способствует качественной работе в группе.

    Учитывая эти критерии, специалисты смогут сформировать группы, которые будут работоспособными и эффективно помогать подросткам с ОВЗ в их социально-бытовой адаптации.

  3. Внимание к навыкам речевой коммуникации: участники группы должны иметь возможность легко обмениваться информацией и активно взаимодействовать друг с другом. Это поможет создать благоприятную атмосферу для общения и взаимодействия внутри группы.

  4. Избегание проявлений агрессии: важно, чтобы участники группы не проявляли агрессивные реакции на физическом и вербальном уровнях. Это поможет поддерживать спокойную и безопасную атмосферу в группе.

Комментарии закрыты.