Роль семьи в работе по социальной адаптации подростков с ОВЗ

Благотворительный фонд «Гольфстрим», реализуя проект «Инклюзия в действии. Доступно всем» вносит свой вклад в решение такого важного на сегодняшний день вопроса, как социально-бытовая адаптация детей, подростков и молодых людей с ОВЗ. Данная группа подростков тесно связана с семьей. Родители для этих ребят являются друзьями, наставниками, помощниками. Поэтому работа по проекту ведется не только с подростками, но и с их родителями.

В основе проекта «Инклюзия в действии. Доступно всем» лежит методика «Подростковый клуб», разработанная специалистами благотворительного фонда «Гольфстрим». В результате ее применения достигается видимый результат у детей с ОВЗ и их родителей по включению в повседневную жизнь общества. Перед специалистами ставится цель – помощь родителям по принятию своих детей, нахождению ресурсов и включению участников процесса в общественную жизнь, где им комфортно.

Ранее мы уже рассказывали о первом блоке реализации проекта «Инклюзия в действии. Доступно всем», который включает в себя серию обучающих курсов для специалистов, работающих с подростками с ОВЗ и их родителями. И о втором блоке, посвященном Принципам формирования групп при реализации проекта «Инклюзия в действии. Доступно всем».

Третий блок проекта посвящен Знакомству с семьей и входной диагностике подростков и молодых взрослых с ОВЗ для реализации программы «Подростковый клуб» и «Я родитель».

После проведения информирования семей о старте программы, все заинтересованные в участии в программе семьи приглашаются на первичную встречу.

Первичная встреча специалистов (ведущие программы для подростков – психолог и социальный педагог и ведущий программы для родителей — психолог) с семьей включает:

  1. знакомство с семьей (подростком и значимыми для него взрослыми, это может быть родитель или родители, бабушка или дедушка, другой взрослый член семьи, готовый участвовать в проекте; с целью упрощения в дальнейшем мы пишем «родитель»). Важно установить контакт и по возможности уже на этом этапе сформировать доверительные отношения для дальнейшей эффективной работы как с подростками, так и с их родителями;
  2. исследование уровней физического и психического развития и эмоционального состояния подростков для формирования групп и понимания выстраивания дальнейшей работы;
  3. исследование эмоционального состояния родителей и их мотивации к участию в программе, мотивирование родителей к активному участию;
  4. исследование особенностей детско-родительского взаимодействия для корректировки дальнейшей работы по проекту;
  5. обсуждение организационных вопросов и заполнение документов, регламентирующих участие в проекте (куратор проекта помогает заполнить договоры, соглашения и др.).

То, как пройдет первичная встреча с семьей во многом определяет характер последующих взаимоотношений с семьей в целом и с каждым ее представителем в частности. Для создания благоприятной обстановки важен настрой как семей, так и специалистов, ведущих групп.

Специалисты по работе с подростками больше ориентированы на установление контакта с подростками и исследование уровня их развития и состояния. Специалист по работе с родителями больше ориентирован на установление контакта с родителями и взаимодействие с ними. Как правило подростки и их родители находятся в одном помещении, но в разных его частях. 

Специалистам по работе с подростками первостепенно важно установить контакт с подростками и только потом предлагать им диагностические методики. То, когда именно предлагать выполнить те или иные методики, количество диагностических методик, последовательность их выполнения подростками определяется специалистами в зависимости от эмоционального состояния подростков, контакта с ними в момент встречи.

Для проведения входной диагностики подростков можно использовать следующие методики:

  1. Оценка эмоционального интеллекта (опросник EQ Н. Холла; методика может быть взята за основу, но адаптирована в соответствии с особенностями подростков);
  2. Метод цветовых выборов (МЦВ) Л.Н. Собчик (определение личностных особенностей и стиля отношений с окружающими);
  3. Цветовой тест отношений А.М. Эткинда (исследование отношения к себе и значимым людям);
  4. Методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) (определение уровня сформированности коммуникативных способностей и организаторских склонностей; методика может быть взята за основу, но адаптирована в соответствии с особенностями подростков);
  5. Анкета для родителей Л.С. Колмогоровой (изучение компетентности в поведении и общении подростка на основе оценки родителей).

Входная диагностика позволяет сформировать лишь первое представление о личности подростков и оценить их возможности и готовность участвовать в группе. Дальнейшая оценка многих показателей развития и эмоционального состояния происходит уже на следующих этапах программы благодаря методу наблюдения и выполнению диагностических методик.

Если специалисты по работе с подростками полагают, что подросток не готов к взаимодействию, то на встрече с семьей они начинают уделять большее внимание родителю, задают ему вопросы о подростке и параллельно наблюдают за поведением подростка и общением его с родителем.

Специалист по работе с родителями первостепенное внимание уделяет исследованию ожиданий родителей от проекта в целом, формированию их реалистичных представлений и мотивации родителей к активному участию (и исследованию мотивации, и работе над ней). Важно проработать именно ожидания родителей от собственного участия, а не только их ожидания от участия в проекте детей. Реалистичные ожидания и активное участие – это основа изменений и, соответственно, достижения результатов.

Если группа подростков формируется с учетом обозначенных выше критериев, то группа родителей складывается стихийно (группу родителей составляют все родители подростков, участвующих в проекте). В проекте могут участвовать только те подростки, чьи родители также готовы работать в программе для родителей.

С 1 августа 2022 года проект «Инклюзия в действии. Доступно всем» реализуется в четырех регионах Российской Федерации: в Калуге, Владикавказе, Владимире и Московской области и поддерживается благотворительным фондом «Абсолют-Помощь».

Реализуя проект «Инклюзия в действии. Доступно всем» благотворительный фонд «Гольфстрим» участвует в достижении Цели устойчивого развития ООН №3 – обеспечение здорового образа жизни и содействия благополучия для всех в любом возрасте, № 10 — Сокращение неравенства, а также Национальных целей развития — Сохранение населения, здоровье и благополучие людей, Возможности для самореализации и развития талантов и Комфортная и безопасная среда для жизни.

Подписывайтесь на нас в социальных сетях Vkontaktetelegramодноклассники и Дзен.

5 коментарий “Роль семьи в работе по социальной адаптации подростков с ОВЗ

  1. Проект «Инклюзия в действии. Доступно всем» вносит огромный вклад в социальную адаптацию детей, подростков и молодых людей с ОВЗ. Радует, что работа ведется не только с подростками, но и с их родителями. Это позволяет создать поддерживающую среду и помощь в реализации потенциала каждого ребенка. Большое спасибо благотворительному фонду «Гольфстрим» за такое важное дело!

  2. Методика «Подростковый клуб», разработанная благотворительным фондом «Гольфстрим», действительно эффективна. Она помогает не только подросткам с ОВЗ, но и их родителям принять себя и находить ресурсы для полноценной жизни.

  3. Работа по проекту «Инклюзия в действии. Доступно всем» действительно начинается с встречи с семьей и проведения входной диагностики. Это очень важные шаги для определения потребностей и возможностей каждого ребенка с ОВЗ и их родителей. Благодарю благотворительный фонд «Гольфстрим» за такой комплексный подход!

  4. Проект «Инклюзия в действии. Доступно всем» занимается очень важной задачей — социально-бытовой адаптацией детей, подростков и молодых людей с ОВЗ. Это отличная инициатива, которая поможет им включиться в повседневную жизнь общества.

  5. «Инклюзия в действии. Доступно всем» предлагает замечательный подход к работе с детьми, подростками и молодыми людьми с ОВЗ. Очень важно помочь им включиться в общественную жизнь и создать комфортные условия для развития.

Комментарии закрыты.