Занятия для родителей по проекту «Инклюзия в действии. Доступно всем» во Владикавказе начались с упражнения «Снежный ком». Благодаря данному упражнению была достигнута цель знакомства с новыми участниками группы, выявлены ожидания и опасения от участия в проекте. С помощью МАК карт участники смогли настроить себя на необходимое для работы состояние, направить внимание и энергию на достижение цели и концентрацию.
Метафорические ассоциативные карты (МАК) — это колода картинок с разными жизненными ситуациями, персонажами, предметами и животными, с помощью которых можно глубже погрузиться в бессознательное и помочь человеку распознать свои проблемы и переживания, получить ответы на важные вопросы, разобраться со своими мечтами.
Для специалистов важно проработать именно ожидания родителей от собственного участия, а не только их ожидания от участия в проекте детей. Реалистичные ожидания и активное участие – это основа изменений и, соответственно, достижения результатов.
Большая часть группы родителей уже прошла первый год обучения и почувствовала на себе изменения. Многие стали спокойнее и увереннее по отношению к себе и своим детям. В группу влились новые родители у которых на первом занятии была явно заметна тревожность, большая гиперопека и полный контроль над детьми. Уже после нескольких занятий у одной из мам стало заметно улучшение, она стала более спокойной, открытой, общалась без слез, участвовала в обсуждении.
Также для родителей проводился тренинг с упражнением «Кто Я? Какая я?». Цель данного занятия — принятие индивидуальности каждого родителя, развитие способности к самопознанию, самоанализу, умению выражать свои чувства, развитие коммуникативных навыков, позитивного отношения к себе.
«Одна мама во время упражнения «Кто Я? Какая я?» стала плакать, считая себя плохой мамой, в процессе разбора упражнения, выяснилось, что это её отношение к самой себе, а не то что она является плохой мамой. Она рассказала, что очень требовательна ко всем членам семьи. Она — контролёр, и не может делегировать ответственность на мужа, бабушек, дедушек, и всех членов семьи. И так считает очень много родителей детей с ОВЗ. Подобные проблемы необходимо обязательно прорабатывать с специалистами. После разговора с мамой она поняла свою проблему и на занятии уже была в другом настроении. Её осознание проблемы сняло тревожность.»
Для формирования гармоничных детско-родительских взаимоотношений с родителями проводилось занятия на тему «Эффективное общение со своим ребёнком». Цель его способствовать повышению психологической компетентности родителей, знакомство с основами построения эффективных коммуникаций, позитивная модель взаимодействия со своим ребёнком.
В работе с родителями мы встречались с ситуациями, когда у мам очень повышено чувство тревоги, страха, идёт сопротивление к принятию у ребенка заболевания, очень много отрицаний. Мама находится не в ресурсе. Проявляет много эмоций и плачет. Эти ситуации были в начале первого года работы проекта. Сейчас мамы очень активные и готовы работать.
ТАТЬЯНА АПКАЛИЕВА, ПСИХОЛОГ ПРОЕКТА «ИНКЛЮЗИЯ В ДЕЙСТВИИ. ДОСТУПНО ВСЕМ» В Г. ВЛАДИКАВКАЗ
Проект «Инклюзия в действии. Доступно всем» во Владикавказе реализуется на базе Автономной некоммерческой организацией поддержки и реализации социальных инициатив «АРКТУР».
Занятия для родителей подростков с ОВЗ направлены на изменение отношения родителей к себе, жизненной ситуации и перспективе для своих детей.
С 1 августа 2022 года проект «Инклюзия в действии. Доступно всем» реализуется в четырех регионах Российской Федерации: в Калуге, Владикавказе, Владимире и Московской области и поддерживается благотворительным фондом «Абсолют-Помощь».
Реализуя проект «Инклюзия в действии. Доступно всем» благотворительный фонд «Гольфстрим» участвует в достижении Цели устойчивого развития ООН №3 – обеспечение здорового образа жизни и содействия благополучия для всех в любом возрасте, № 10 — Сокращение неравенства, а также Национальных целей развития — Сохранение населения, здоровье и благополучие людей, Возможности для самореализации и развития талантов и Комфортная и безопасная среда для жизни.