Обязанности в доме у подростка с ограниченными возможностями здоровья могут быть особенными и требуют терпеливого и заботливого подхода. Важно помнить, что подросток с ОВЗ, как и любой другой подросток, нуждается в чувстве уважения, понимания и поддержки со стороны родителей или опекунов.
Родители таких подростков чаще всего «не доверяют» домашнюю работу или не недооценивают способности ребят в этой части жизнедеятельности. Можно услышать много оправданий при этом: «ребенок не справится», «сделает очень медленно», «еще столько же времени потом переделывать», «жалко, он еще маленький», «потом как нибудь…». А за всем этим мы забываем, что для подростка это очень важные навыки, а также способ самоутверждения как в семье, так и в жизни.
Главное помнить несколько правил при работе с подростком с ОВЗ для приучения его к домашним обязательствам:
1. Создание понятной и структурированной обстановки: Для подростка с ОВЗ важно иметь ясный порядок дня и понятные правила в доме. Родители могут помочь подростку ориентироваться в окружающей среде, устанавливая определенные ритуалы и расписание дня.
Как у хорошей хозяйки, все нужное должно быть в поле зрения и доступности. Домашние обязанности должны увеличиваться по сложности, по мере их освоения. И время предоставленное на усвоение привычки должно соответствовать способностям и наклонностям самого ребенка.
2. Поддержка в повседневных делах: Подросток с ОВЗ может нуждаться в помощи в выполнении повседневных задач, таких как личная гигиена, приготовление пищи, уборка комнаты и т.д. Родители могут научить подростка самостоятельности в выполнении этих задач, шаг за шагом объясняя и помогая. А главное маме выделить в своем дне достаточно времени для терпеливого обучения своего чада, чтобы процесс не вызывал отторжения ни у мамы, ни у ребенка.
3. Усидчивость, необходимая в процессе обучения, необходима не только подростку, но и самим «обучающим». Более весомое и значимое в этом процессе становится личный пример и самообладание.
4. И не менее важной является психологическая поддержка: нервная система подростка с ОВЗ хрупка. Роль родителя в этом важна: уверенность в своих возможностях и более терпеливое отношение делают более выполнимым освоение навыков домашних обязанностей, как и других сферах деятельности.
И главное, помнить, что каждый подросток уникален, и подход к воспитанию и обучению должен быть индивидуальным. С любовью, терпением и пониманием можно создать благоприятную обстановку для роста и развития подростка с ОВЗ.
Материал подготовлен специалистами благотворительного фонда «Гольфстрим» в рамках проекта «Инклюзия в действии».
Подписывайтесь на нас в социальных сетях Vkontakte, Telegram, Youtube, Одноклассники, и Дзен.
Я убежден, что подростки с ограниченными возможностями здоровья также могут выполнять домашние обязанности, если им предоставляется необходимая помощь и поддержка. В нашей семье мы стараемся создавать благоприятную обстановку для обучения и развития нашего ребенка, чтобы он чувствовал себя уверенно и комфортно.
В процессе обучения подростков с ОВЗ домашним обязанностям очень важно учитывать их индивидуальные особенности и потребности. Необходимо строить процесс обучения с учетом их возможностей и постепенно увеличивать сложность заданий. Таким образом, мы помогаем им стать более самостоятельными и уверенными в себе.
Психологическая поддержка играет ключевую роль в процессе обучения подростков с ОВЗ домашним обязанностям. Родители должны быть терпеливыми и внимательными к потребностям своих детей, чтобы они чувствовали себя уверенно и комфортно.
Мне кажется, что очень важно не только учить наших детей домашним обязанностям, но и показывать им пример правильного поведения. Я стараюсь быть терпеливой и внимательной к потребностям своего ребенка, чтобы он чувствовал моральную поддержку и уверенность в своих силах.