Услуги, полагающиеся детям с расстройством аутистического спектра, от государства

Услуги по ОМС

С 1 января 2022 года в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь в России оказывается на основе клинических рекомендаций.

Медицинские услуги детям с расстройством аутистического спектра в ближайшее время начнут оказываться на основе «Клинических рекомендаций «Расстройства аутистического спектра» 2024 года, которые вступают в силу 1 января 2025 года.

Диагностика

В соответствии с Клиническими рекомендациями детям, находящимся в группе риска РАС, проводит первичный скрининг врач-педиатр (участковый).

Также, при необходимости, возможен осмотр врачами-специалистами, такими как гастроэнтеролог, отоларинголог и др.

Диагноз РАС устанавливается врачом-психиатром на основании клинической картины и истории развития. Критериями установления диагноза являются:

  • Анамнестические данные.
  • Лабораторные исследования.
  • Инструментальные диагностические исследования (дифференциальная диагностика).
  • Иные методы диагностики.

Обследование, постановка диагноза и диспансерное наблюдение детей с РАС проводятся амбулаторно или полустационарно в государственных учреждениях первичного звена здравоохранения или специализированной медицинской помощи.

Назначение медикаментозного лечения

Клинические рекомендации содержат протоколы медикаментозного лечения. В них описано применение не специфических для РАС лекарственных психотропных препаратов – нейролептиков и антидепрессантов.

Медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение по ОМС

Медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение включают применение природных лечебных факторов. На данный момент нет специфических методов реабилитации для РАС. Но дети с расстройством аутистического спектра могут проходить реабилитацию и санаторно-курортное лечение на основании сопутствующих заболеваний (в большинстве случаев они есть).

Ассоциация «Аутизм регионы» получила разъяснения от Министерства здравоохранения РФ: «РАС не входит в перечень противопоказаний для санаторно-курортного лечения и не является ограничением для получения услуги, если у человека с РАС есть сопутствующее заболевание, которое требует такого рода лечения».

Порядок реабилитации детей регулируется Приложением к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 октября 2019 г. N 878н.

Порядок предоставления санаторно-курортного лечения по ОМС регулируется Приказом Минздрава от 27.03.2024 N 143н об утверждении классификации природных лечебных ресурсов, указанных в пункте 2 статьи 2.1 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», их характеристик и перечня медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации с применением таких природных лечебных ресурсов.

Услугу по получению путевки по ОМС не следует путать с получением путевки от Социального фонда. При наличии инвалидности ребенок может получить обе путевки.

Стоит отметить, что в Клинических рекомендациях говорится: «Современные научные данные не позволяют предложить более эффективного средства для преодоления ключевых дефицитов, связанных с РАС, чем постоянная абилитация на основе поведенческих, психологических и образовательных подходов. Эти вмешательства могут реализовываться специально подготовленными педагогами, психологами, логопедами, родителями и другими родственниками ребенка с РАС». Несмотря на такое заявление, занятия с логопедом, дефектологом и психологом, к сожалению, не входят в услуги, предоставляемые по ОМС. Педиатр дает лишь рекомендации по занятиям с вышеуказанными специалистами.

Психиатрическая помощь

Медицинскую помощь психиатрического характера дети с РАС могут получать амбулаторно (в ПНД), в дневных стационарах и стационарах.

Объем психиатрической помощи детям с расстройствами аутистического спектра включает в себя широкий спектр услуг и подходов, направленных на поддержку и развитие таких детей:

  • Диагностика и оценка: Первым этапом является оценка состояния ребенка, включая психиатрическое обследование, а также оценку когнитивных и функциональных навыков.
  • Медикаментозное лечение: в некоторых случаях могут назначаться медикаменты для управления сопутствующими симптомами, такими как тревожность, депрессия или гиперактивность.
  • Коррекционная работа: В дневных стационарах и стационарах возможно наличие специальных программ и занятий, направленные на развитие социальной, коммуникативной и учебной компетенции.
  • Поддержка семей: Важной частью психиатрической помощи является работа с семьями, включая консультирование и обучение, что помогает родителям лучше понимать и поддерживать своих детей.

Объем и характер помощи могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, степени выраженности расстройства и конкретных потребностей семьи. Важно, чтобы вмешательства были индивидуализированы и комплексными для достижения наилучших результатов.

Социальное обслуживание

Не стоит забывать, что ребенок с ограниченными возможностями, может получить услуги от государства не только в рамках ОМС, но и в рамках Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в РФ».

В соответствии с п. 3 ст. 15 указанного закона гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании при наличии ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации.

Организации социального обслуживания, как государственные, так и негосударственные, включенные в Реестр поставщиков социальных услуг города Москвы или другого региона РФ, предоставляют социальные услуги гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию.

Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» предусматривает предоставление следующих видов социальных услуг:

  • социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
  • социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
  • социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
  • социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
  • социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
  • социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
  • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
  • срочные социальные услуги.

Услуги предоставляются бесплатно, за частичную или полную плату.

В любом случае, чтобы воспользоваться этими услугами, нужно быть признанным нуждающимся в социальном обслуживании и иметь индивидуальную программу предоставления социальных услуг (ИППСУ).

Объем оказываемых услуг зависит от того, какие услуги указаны в ИППСУ, и какую помощь может оказать организация, в которую родители обращаются за предоставлением услуг.

В Москве предоставлением такой помощи занимаются Семейные центры.

Семейные центры проводят коррекционные и развивающие игры и занятия, занятия по развитию навыков общения и взаимодействия с окружающими, оказывают поддержку родителям, организуют досуговые мероприятия.

Педагогические услуги

Для признания ребенка обучающимся с ОВЗ и определения ему специальных условий получения образования в каждом регионе действуют психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК). В состав ПМПК входят различные специалисты: врачи, психологи, специальные педагоги различной специализации (дефектолог, сурдопедагог и др.).

Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) с 2025 года начнет регулироваться «Положением о психолого-медико-педагогической комиссии», утвержденным Приказом Министерства просвещения России от 01.11.2024 N 763.

На основе заключения ПМПК родители могут выбрать, в какое учреждение будет ходить их ребенок. Это может быть детский сад с специальными программами или обычный детский сад, где будут созданы условия для обучения ребенка. Также возможно обучение в специализированной или обычной школе с необходимыми условиями. В заключении ПМПК необходимо прописать образовательную программу, которую будет проходить ребенок. Это может быть основная или адаптированная программа, учитывающая особенности развития ребенка и его потребности. Также там указывается какая форма обучения будет выбрана, нужны ли наблюдения за ребенком и какую помощь ему будут оказывать специалисты, такие как учитель-логопед, педагог-психолог, специальный психолог, учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог).

В конце статьи, хочется отметить, что объем помощи, которую может получить от государства ребенок с расстройством аутистического спектра значительно расширяется, если ребенку оформлена инвалидность. Но это тема для отдельной статьи.