«Это — не утренник. Это настоящий театр!»

Будь собой! Прочие роли уже заняты.
Оскар Уайлд

Премьера спектакля в Музее Москвы

Наш Инклюзивный театр снова готовится к премьере. Звёзды нашумевшего спектакля «Сны Алисы», который был подготовлен совместно с клиникой «Семейная», репетируют новый спектакль. Алиса и Чеширский Кот, Белая Королева и Чёрная Королева, Безумный Шляпник и Белый Кролик примерили на себя новые образы. Теперь они – Шамаханская царица и Царь Дадон, Поп Толоконный лоб и Балда, Старик со своею Старухой, Золотая рыбка и другие герои пушкинских сказок.

Режиссёр театра Никита Малышев

Репетиция в самом разгаре. Юные актёры Дима Ярушкин, Вася Сула и режиссёр Никита Малышев разбирают сцену «Поп Толоконный лоб и Балда». Корреспондент фонда «Гольфстрим» с удовольствием участвует в ней в качестве зрителя.

«А по лбу постучать забыл»

— Так, Дима, работаем на зрителя! Давай громко, как скоморох в площадном театре… Жил был Поп, Толоконный лоб…

Дима громко произносит свой текст, повторят не раз и не два, меняя интонации по желанию режиссера. Всё вроде идёт хорошо, но тут Никита вспоминает жест, который они придумали на прошлой репетиции.

— Дима, а по лбу-то ты Васю постучать забыл! Как мы все узнаем, что Поп – Толоконный лоб?

Дима снова произносит текст, не забыв на этот раз слегка побарабанить пальцем по лбу Васи.

Но Василий сегодня не в образе. Он сидит на полу с очень серьёзным лицом, уставившись в лист с ролью, но не хочет включаться в игру. Репетиция сорвана? Вовсе нет.

— Вася, если у тебя сегодня нет вдохновения, просто прочитай текст, — предлагает режиссер.

Не сразу, но Василий соглашается и читает слова по бумажке – без всякого выражения. Может быть, режиссер разгневан? Вовсе нет.

— Очень интересная прочтение! Поп бубнит как пономарь! – заявляет Никита и просит Анну, маму Васи, которая присутствует на репетиции, – Попробуйте дома это повторить – именно в таком темпе, пусть Вася говорит текст монотонно.

На этом репетиция сцены заканчивается, детям-актерам нужен отдых. Я, пользуясь моментом, пытаюсь извиниться перед взрослыми — режиссером и мамой Васи, Анной, за то, что все, на мой взгляд, прошло не совсем гладко:

— Это, наверное, я смутила Васю… Мне так жаль!

— Да что вы! Это же инклюзивный театр, здесь играют особенные дети, и все участники процесса готовы к такому повороту событий. Настроение актера может быстро измениться или ему потребуется отдых – нужно уметь подстроиться.

Ошибки совершать полезно

Актёр Вася Сула в роли Чеширского кота

Воскресным вечером в Инклюзивном центре «Вместе весело шагать» занимаются только дети из театральной студии. Сейчас перерыв, и они носятся по коридору, играют и громко смеются. Федя Заревин, исполнитель роли Царя Дадона, играет на пианино гаммы – очень необычная манера исполнения, просто джаз! Мы с Никитой и Анной пьем чай с печеньем, устроившись на диванчике в уютном уголке. Режиссер объясняет мне, почему не стоит волноваться из-за «срыва репетиции».

Премьера спектакля «Сны Алисы» в Музее Москвы

— Я как раз сегодня говорил Феде Заревину: на репетиции мы должны ошибаться. Мы должны делать неправильно, чтобы нащупать правильную форму подачи. Если актеру на сцене не комфортно, он не понимает, что делает, то зритель сразу чувствует фальшь. И я пытаюсь создать для них зону комфорта на сцене, иду от особенностей наших детей, от их психофизики. Даже если ребенок не проговаривает некоторые звуки, это можно обыграть. «Как ты это сказал? Давай вот этот текст ты скажешь по-другому сейчас».

— Репетиция может проходить по-разному. Но как вы выходите из положения, когда под угрозой срыва спектакль? Сегодня мальчика-актера смутил единственный зритель, но на показах их бывает гораздо больше…

— Надо просто знать, как может себя повести каждый конкретный ребенок. Например, играли мы спектакль «Сны Алисы» на фестивале в Калуге. Представляете, другой город, куча людей. Тут мастер-классы, тут кормят, тут программа музыкальная. В общем – праздник. И в этом хаосе наши дети должны были сыграть спектакль. Не каждый профессиональный актер, когда вокруг шумно, может сконцентрироваться. И наш Вася, который исполняет роль Чеширского Кота, просто лег в уголок – и все. Я, конечно, сказал ребятам: если он не выйдет из угла, просто пропускаем сцену. А сам подошел к нему и говорю: «Если ты не захочешь играть, я тебя пойму. Если у тебя получится, я буду тебе благодарен, ведь хорошо будет, если мы покажем спектакль целиком…»

И всё. Пошёл за пульт звукооператора. Включаю музыку. Зрители ничего не подозревают, а наши все замерли – будет сцена или нет? Но вот зазвучала тема Чеширского Кота, и Вася появился на сцене. И спектакль удался – все играли прекрасно.

— Реакция зрителей на выступления наших детей очень интересная, — вступает в разговор Аня. Очень часто в начале они настроены снисходительно: ну, что могут показать детишки? А после спектакля говорят: «Это — не утренник! Мы побывали в настоящем театре!»

«Мы стали семьей»

Никита уходит репетировать с ребятами новую сцену а я прошу Аню, поделиться своими ощущениями – как занятия в театральной студии повлияли на ее сына. Ощутила ли семья целительную силу искусства?

Последние напутсвия перед выходом на сцену — режиссер Никита Малышев и актриса Маша Сула

— Занятия очень хорошо на него действуют. Вася, которого трудно убедить начать одеваться, потому что он вообще не понимает, зачем нужно одеваться, когда куда-то идешь, всегда бывает готов самым первым, когда мы собираемся в театральную студию. В процесс он включается с удовольствием, хотя, конечно, со своими особенностями – может разозлиться и убежать. У него задержка в развитии, эмоциональный интеллект опаздывает. Ему трудно различать людей, он не помнит многих ребят по именам. Но он прекрасно знает их по ролям и никогда не перепутает того, кто играет Кролика с исполнителем роли Шляпника. Для ребят-аутистов самый тяжелый момент – ждать. Когда они не понимают, зачем они здесь. Здесь они все через это проходят – ждем репетиции, ждем своего выхода на сцену – отработка компетенций, которые пригодятся им в жизни.

Когда смотришь на Васю на сцене, есть ощущение, что это – его! Мы репетируем дома, и он начинает вдруг импровизировать, придумывает фразы, потом спрашивает у режиссера, можно ли ее оставить. Именно здесь я слышу от него эмоционально зрелые суждения. Для меня было открытием, что он их делает. Однажды после спектакля он нас всех удивил и растрогал. Сказал со сцены: «Главное, не спектакль, не то, что мы играем, а то, что все мы здесь стали семьей!»

Источник вдохновения

Дети, не занятые на репетиции, прибегают за водой и печеньем, а потом снова уносятся прочь. Я смотрю на них и понимаю: когда они вот так играют вместе, даже мысли не появляется о том, кого-то из них есть проблемы со здоровьем. В инклюзивном театре вместе играют ребята с особенностями развития и, говоря сухим языком терминов, нормотипичные дети. Например, две младшие сестры Васи – Маша и Валя. В постановке по сказкам Пушкина Валя будет Золотой рыбкой. А вот ее сестре достаются царственные роли. В «Снах Алисы» она была Белой Королевой, сейчас вживается в образ Шамаханской царицы. Амплуа закрепилось?

— Просто у неё такой характер, — говорит Аня. — Ей очень нравится быть в центре внимания на сцене, нравится, когда ей восхищаются. Но однажды было сложно. В «Снах Алисы» Маша играла Белую Королеву. В спектакле есть момент, когда Маша должна кричать на Черную Королеву, и у нее это прекрасно получалось. И вдруг роль Черной Королевы отдают Ксюше Ялуниной! А у Ксюши ДЦП, она ходит с трудом, передвигается в основном на коляске, у нее проблемы с речью. И Маша сначала была в шоке, что ей приходится кричать на такую девочку. Она понимает, что так делать нельзя. Но мы объяснили ей, что это только роль, игра, и что и сама Ксюша прекрасно это понимает и не обидится. И Маша справилась.

Репетиция закончилась. К нам возвращается Никита и присоединяется к разговору о Ксюше.

— Ксюша очень ответственная, всегда переживает, когда пропускает репетицию. Вот и сегодня она не пришла. Вчера написала ее мама – мы заболели. Может, сделаем репетицию через зум? Она передвигается на коляске, скованна в движениях, но пробует все – верховая езда, ролики, горные лыжи и сноуборд. Речь у Ксюши невнятная, но играя на сцене, она дает в зал такую мощную энергетику удовольствия. Зрители говорят после спектакля: она все сказала своими эмоциями! Она меня вдохновляет! И другие наши дети – тоже. Я смотрю на них и думаю – а я-то вообще должен горы сворачивать!»

Сегодняшнее занятие театральной студии завершено. Дети, счастливые и немного взбудораженные, собираются домой. Жаль с ними расставаться, жаль, что не удалось познакомиться со всеми. Но ничего – там радостнее будет наша встреча на спектакле. Теперь я просто уверена, что премьера станет праздником и даже маленькой сенсацией. И наши дети, несмотря на все сложности, снова свернут горы. Ведь у них это так хорошо получается.

Автор Наталья Рымарь, корреспондент БФ «Гольфстрим»

Спектакль «Сказки Пушкина» будет показан в 2021 году. Следите за анонсами на сайте и социальных сетях фонда.