День волонтёра: даже ребёнок может делать мир лучше!

5 декабря во всем мире отмечают День волонтёра. Способность к состраданию и готовность помогать другим есть и у маленьких детей. Как поддержать их в этом? Какая волонтёрская работа вполне доступна и дошкольникам?

В этот день принято благодарить всех тех, кто безвозмездно помогает людям. Волонтёры трудятся на благо общества, не прося ничего взамен. Работают в больницах, домах престарелых, детских домах, приютах для животных, помогают инвалидам и делают ещё очень много всего, чтобы поддержать тех, кто нуждается в их помощи. С тех пор как в 1985 году был учрежден Всемирный день волонтера по инициативе генеральной Ассамблеи ООН, каждый год все больше и больше людей присоединяются к добровольцам.

Я работаю тренером в проекте благотворительного фонда «Гольфстрим». Наш проект называется «Вместе весело». В нём участвуют школьники из нескольких московских и подмосковных школ. Мы проводим теоретические занятия, а потом выходим «в поле». Посещаем дома престарелых, дома инвалидов, ходим в детский инклюзивный центр. Удивительно, сколько детей записались к нам, когда узнали, что в школе будет работать такой кружок! Современные дети умеют любить, дружить и отдавать. Мы только поддерживаем детей в их стремлении быть милосердными и отдающими.

Будьте примером для подражания

Дети, которым сейчас 6−7 лет, будут взрослыми в середине века. То, в каком мире они станут жить, зависит отнынешних взрослых людей. Научить ребёнка такого возраста делать добро может только семья, пример старших. Малыши делают добрые дела, подражая родителям, воспитателям, учителям, они учатся и часто ошибаются.

Никогда нельзя ругать и наказывать, если малыш не захотел делать доброе дело. Сделайте это сами, покажите пример.
Я радуюсь, когда вижу, как дети быстро находят контакт друг с другом не смотря на физические различия, а сокрытая в каждом ребёнке доброта проявляется и становится видна. Уверена, что у абсолютно всех детей доброе и сострадательное сердце, просто нужно создать условия, в которых эта доброта сможет себя проявить. Счастье знать, что через 10 лет в нашей стране будут жить такие неравнодушные взрослые с большим сердцем.

Каждый день — добрые дела

Объясняйте ребёнку, как он может сделать этот мир добрее

  1. Поделите лист на три колонки по вертикали и задайте ребёнку вопрос: «Что мне не нравится в нашей жизни, мире, ближайшем окружении, городе?». Выпишите перечень в столбик на листе справа. В средней колонке напротив каждого пункта напишите, что можно сделать для исправления ситуации. В правой колонке отметьте те пункты, где лично вы можете сделать что-то, чтобы стало лучше.
  2. Политика малых реальных дел. Ребенок должен не только слышать о том, каким образом можно нести добро в мир, но и сам участвовать по мере сил вместе с семьей, например, сдавать батарейки и пластик в пункты приема, подкармливать птиц зимой, а может вступить в переписку с одинокими бабушками и дедушками, живущими в домах престарелых.
  3. Трансляция добра. Вы сделали вместе кормушку — здорово! Но можно написать еще и объявление о том, чем можно кормить птиц, а чем нельзя. Если один ребенок принесет в класс кормушку и расскажет о помощи птицам зимой, то другие дети захотят последовать его примеру. Пример может подать и важный для ребенка взрослый. Если мама разделяет мусор для отправки его на переработку, то ребенок вырастет экологически ответственным и осознанным.
  4. Подлинное добро и милосердие — бескорыстно. Важно объяснить, что добрые дела происходят от внутреннего желания сделать мир лучше. Если у ребенка есть ожидание — «добрые дела вознаграждаются», пусть даже похвалой или виртуальным «плюсом в карму», то здесь можно провести параллель с учебой. Ведь человек может учиться, чтобы получить оценки или иную награду или из желания познать новое.
  5. Разговоры о добре. С малышом можно обсуждать тему добрых дел с двух-трех лет. Тогда он вырастет осознанным и эмпатичным. Спрашивайте ребенка, что он чувствует, собрав игрушки, помогая маме, если делится игрушкой с братом. Для взрослых ценность игрушек низкая и они не видят проблемы, если кто-то покатает машинку. А отказ ребенка воспринимают в штыки. Если вы сами не захотите отдать свою машину соседу, или подарить свой телефон подруге. Для малыша ценность игрушки равнозначна ценности вашей машины, и его добрые дела должны быть иными.

Что ещё вполне по силам сделать дошкольнику и младшему школьнику?

  • Собрать подарок одиноким бабушкам и дедушкам к Новому году, подписать открытку — пункты приёма подарков уже открыты во многих московских в библиотеках.
  • Стать другом ребёнку с особенностями. Они так хотят дружить и общаться. Можно прийти в подростковый клуб в АНО «Вместе весело шагать» или любой районный социальный центр.
  • Сшить игрушку и передать её на благотворительную ярмарку.
  • Собрать дома ветошь и отнести в приют для животных, чтобы утеплить вольеры на зиму.
  • Связать шапку, шарф, варежки для бездомных. Пункты приёма есть практически в каждом городе.