Психолог фонда Ольга Цунина рассказала о помощи людям в кризисной ситуации  

Человек, переживающий острую критическую ситуацию, всегда нуждается в незамедлительной профессиональной помощи.

Психолог БФ «Гольфстрим», старший преподаватель кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева», психолог ОРО МОО «Равные возможности» Ольга Цунина провела методический семинар по теме «Первичная беседа в кризисном консультировании», во время которого рассказала, как помогать людям в кризисной ситуации, в частности в рамках первичной беседы.

По словам, Ольги Цуниной, в стрессе человек не всегда может самостоятельно выработать конструктивные стратегии поведения для того, чтобы адаптироваться к новым условиям, в которых он оказался.. Поэтому возникновение любого острого психоэмоционального состояния требует незамедлительного профессионального вмешательства со стороны психолога.

Находясь в состоянии аффекта, человек последовательно проживет три этапа:

Этап метафорической речи  – который отличается появлением в речи категоричных утверждений, метафор («черное – белое», «хорошо – плохо», «ужасно – отлично»);

Этап алекситимии – проявляется в изменении поведения человека, может отмечаться некоторое торможение, появляются сложности в описании и понимании своего состояния. Иногда человек может неверно распознавать состояния других людей (слёзы могут восприниматься как насмешка). Снижается воображение и аналитические способности. Могут актуализироваться различные страхи.

Этап дисторсии – может выражается в виде реакции «действия», или, наоборот, в виде торможения.

«Уже на первичной консультации психолог может установить, проживает ли клиент какой-либо их этих этапов, или он находится на стадии перехода от одного этапа к другому. Такие моменты характеризуются изменениями в настроении и поведении. Бывают настолько стремительные случаи, когда человек даже в рамках одной консультации проходит все эти три этапа. Здесь очень многое будет зависеть от профессионализма психолога, который поможет человеку пройти все эти три фазы», — отметила Ольга Валерьевна.

От того на каком этапе находится человек, зависит алгоритм работы, выстроенный психологом.

Ольга Валерьевна подробно рассмотрела алгоритмы работы при острых аффективных и панических состояниях, а также напомнила практикующим коллегам о том, почему так важно не спешить во время работы с человеком в кризисе:

«Независимо от того работаем ли мы психологом, или мы работаем в системе «человек-человек», не стоит забывать, что с таким человеком не нужно разговаривать быстро. Поток клиентов часто приводит к профессиональной деформации, когда мы говорим четко, быстро и по делу. В этом случае этого делать нельзя. Потому что любое переживание это – процесс, который происходит во времени, и чаще всего этот процесс достаточно длительный. Человек в кризисной ситуации одновременно проживает много чувств. Ему необходимо время, чтобы принять, прожить и интегрировать свой собственный опыт».

Ольга Валерьевна также добавила, что психологу следует всегда проговаривать сам процесс переживания, обращать внимание клиента на его внутренний опыт, например, какие знания и мысли у него появились.

Психолог фонда «Гольфстрим» также привела примеры уточняющих вопросов, которые стоит использовать во время первичной беседы в рамках кризисного консультирования. Важно сочетать сразу две группы вопросов. 

Первая группа вопросов помогает сохранить человека в режиме переживаний и понять его чувственно-эмоциональный фон, не переключая на событийный контекст: «Что вы почувствовали в этот момент?», «Что вам показалось, когда это случилось?», «Вы испугались?».

Вторая группа вопросов направлена на поиск причинно-следственных связей. Они будут отвлекать человека от переживаний в пользу рационализации. «Зачем вам это нужно?», «Зачем вы так себя повели?», «Как вы думаете, почему у вас была такая реакция?», «Что вас разозлило?».

Психолог фонда сделала акцент на том, что важно не отрицать и не избегать чувств клиента:

«Некоторые психологи не проговаривают чувства клиентов, объясняя это тем, что в кризисной ситуации нужно успокаивать человека, а не причинять ему дополнительную боль. Такой подход неверен, в рамках кризисной консультации мы обязательно должны найти эти болезненные области и помочь человеку их проговорить, тем самым принося облегчение».

Важным моментом в рамках вебинара стал разговор на «запретные темы», например, о желании покончить с жизнью:

«Психологи должны быть готовы разговаривать на эти «запретные темы», самостоятельно инициировать беседу и не боятся их. Ведь тем самым мы показываем, что мы понимаем этого человека, что с нами можно разговаривать на подобные темы и мы вместе готовы их прорабатывать. Можно сказать: «Если вы захотите, мы вернёмся к этой теме через три встречи», понимая, что теперь эти три встречи точно состоятся».

Ольга Валерьевна напомнила, что для психолога, который проводит кризисную консультацию, очень важно не вступать в спор с клиентом и транслировать ему полное принятие и эмпатическую позицию, которая заключается в сопереживании и принятии клиента, при этом сохраняя собственную профессиональную позицию, определённую дистанцию между психологом и клиентом.

Ольга Цунина поделилась с участниками вебинара техниками активного слушания:

«Самая простая техника – «Заинтересованное молчание». Здесь очень много зависит от невербальных жестов, зрительного контакта, позы и пауз, которые позволяет человеку осознать свои мысли. Техника «Повторение» заключается в повторе фразы или отдельных слов человека, а техника «Информирование» носит большой терапевтический эффект, ведь когда человек впервые сталкивается с кривизной ситуацией, нужная информация помогает ему снизить тревогу.  Классическими техниками являются «Перефразирование», когда психолог перефразирует высказывание клиента своими словами и «Резюмирование» – краткое подведение итогов, где специалист должен обязательно проговорить весь эмоциональный опыт клиента».

Ольга Валерьевна отметила, что задача психолога – структурировать мышление человека таким образом, чтобы он самостоятельно разрешать свои проблемы. В тех случаях, когда проблемы не могут быть разрешены, психолог должен чётко развести зону влияния и зону контроля для клиента.

Ранее мы сообщали о том, что психолог БФ «Гольфстрим» Ольга Цунина провела семинар на тему «Работа психолога с семьями в кризисной ситуации».

Еще больше новостей БФ «Гольфстрим» читайте в наших социальных сетях Vkontakte, telegramодноклассники и Яндекс Дзен!