Длительное проживание состояния тревоги может спровоцировать появление тревожного расстройства, поэтому важно своевременно начать работу с психологом, считает эксперт фонда «Гольфстрим».
Психолог БФ «Гольфстрим», старший преподаватель кафедры психологии и педагогики ФБГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева», психолог ОРО МОО «Равные возможности» Ольга Цунина провела методический семинар по теме «Тревожный ребёнок: направление и специфика оказания психологической помощи».
В настоящее время в обществе достаточно сильно увеличился общий тревожный фон, что негативно отражается на эмоциональном состоянии как взрослых, так и детей. По словам Ольги Цуниной, психологу очень важно вовремя начать работу с тревожными клиентами, так как длительное проживание состояния тревоги может спровоцировать тревожное расстройство, в лечении которого сможет помочь уже только психотерапевт или психиатр.
«Тревога – отрицательно окрашенная эмоция, которая обычно появляется в ситуации неопределённости и является нормальной реакцией человека на какие-то неприятные события, – рассказывает Ольга Валерьевна – Это чувство помогает нам сконцентрироваться, действовать быстро и в достаточно ограниченных условиях. В этом случае тревога выполняет защитную функцию. Но в случае длительного проживания и яркой степени выраженности тревога может разрушать деятельность как взрослого, так и ребёнка, и перерасти в тревожное расстройство. Для того чтобы определить уровень тревожности, можно использовать самую распространённую методику – шкалу Бека, по результатам которой (в случае выявления среднего или высокого уровня тревожности), обычно рекомендуют обратиться к психологу».
Ольга Валерьевна подробно рассказала о видах тревожного расстройства. Наличие какой-либо из этих категорий у человека уже является основанием для обращения за медицинской помощью:
Паническое расстройство – характеризуется повторяющимися паническими атаками, очерченными периодами интенсивного страха. Панические атаки в среднем длятся от 30 до 45 минут, и достигают своего пика в течение 10 минут. Человек с паническим расстройством может жаловаться на неудовлетворительное соматическое состояние, может испытывать страх смерти и говорить об этом. Часто паническое расстройство может сопровождаться агорафобией, то есть страхом или беспокойством по поводу нахождения в ситуациях или местах, где нет возможности легко их покинуть.
Социальное тревожное расстройство – выражается постоянным необоснованным страхом, который возникает в ситуации наблюдения, негативной оценки или социального взаимодействия, когда человек вынужден взаимодействовать в контексте общения, профессиональной и учебной деятельности. У клиентов с социальным тревожным расстройством наблюдается чёткая ассоциация с соматическими и когнитивными симптомами.
Специфическая фобия – характеризуется чрезмерным необоснованном страхом перед определёнными предметами или ситуацией – полёты на самолёте, животные, кровь и т.д. Когда человек попадает в фобическую ситуацию или представляет фобические предметы или стимулы, это вызывает у него тревожную реакцию, которую он либо избегает, либо проживает с ужасом.
Обсессивно-компульсивное расстройство – это повторяющееся навязчивые мысли (обсессии), навязчивые действия (конпульсия) или то и другое, что вызывает состояние стресса и препятствует нормальному функционированию человека. ОКР чаще встречается у взрослых. Среди самых распространённых обсессий: боязнь загрязнения или причинение вреда. Компульсии могут включать постоянное наведение порядка, накопительство, очищение, мытьё и т.д.
Генерализированное травматическое расстройство – отмечается благодаря двум главным признакам: чрезмерной тревоге и беспокойству. Клиенты страдают от соматических синдромов, беспокойства, раздражительности, от трудностей с концентрацией внимания, мышечного напряжения, нарушения сна, а у детей также встречается энурез и энкопрез.
Посттравматическое стрессовое расстройство – развивается после сильных негативных происшествий, которые угрожали жизни и здоровью человека. Для ПТСР характерен повтор назойливых беспокойных воспоминаний, ночные кошмары, галлюцинации, диссоциативные эпизоды, так называемые флешбэки, когда повторяется яркое переживание травмирующей ситуации. Человек будет стараться избегать события, символов и объектов, которые ассоциируются у него с травмой. У людей, страдающих от ПТСР, наблюдается потеря интереса, мотивации, деструкция в профессиональной и учебной деятельности, нарушение сна, трудности с концентрацией внимания, повышения бдительность.
«Если к вам на консультацию пришёл такой клиент, нужно обязательно зафиксировать дату этого приёма, потому что ПТСР ставится как официальный диагноз, когда все эти симптомы присутствуют у человека более одного месяца» – отмечает Ольга Валерьевна.
Психолог также поделилась алгоритмом, по которому специалисты диагностируют тревожные расстройства.
Симптомы тревоги не имеют возрастного контекста, они могут быть как у детей, так и взрослых. Для того, чтобы было легче работать с клиентами, психолог советует добавить все эти симптомы в рабочий чек-лист. Также очень важно, как давно клиент или его родственники заметили эти симптомы, чтобы понимать, насколько этот симптом устойчив.
Как бы долго специалист не работал с ребёнком, очень сильное влияние на его психоэмоциональное состояние и поведение оказывают детско-родительские отношения. Психолог выделила несколько ошибок родителей, которые повышают тревожность у детей, а также рассказала о возможном решение данных проблем:
Гиперопека
Если родитель лишает ребёнка возможности самоконтроля и полностью забирает этот контроль на себя, у ребёнка может появится тревожность. Дети чётко считывают эмоции взрослых и начинают переживать ещё больше, когда переживает взрослый. Поэтому если родитель волнуется из-за каких-либо событий или обстоятельств, связанных с ребёнком, то важно контролировать проявление данного состояния.
Решение
Детям очень важно видеть, что родители справляются с возникающими трудностями, что они обладают определёнными силами, которые позволяют им контролировать ситуацию. Задача взрослых — показать ребёнку как можно проявлять своё волнение, тревогу, при этом не навредив себе.
«Например, я говорю своему сыну – когда я волнуюсь, мне хочется порисовать, побыть одной, принять горячий душ или съесть что-нибудь вкусное. Каждый сам для себя выбирает возможный алгоритм и ориентируется на то, что доступно сейчас: погладить кошку, умыться, почитать книгу, подышать и т.д.» – комментирует психолог.
Слишком много защиты
Если дети делятся личными проблемами, то чаще всего первой реакцией родителя будет пойти и разобраться. Такой алгоритм поведения подаёт ребёнку два сигнала: во-первых, с родителем нельзя ничем поделиться по секрету, а во-вторых, родители не дают даже шанса ребёнку разобраться с проблемой самостоятельно.
Решение:
Нужно спросить у ребёнка: «Ты хочешь, чтобы я вмешался в эту ситуацию?», только в этом случае при полном согласии ребёнка (даже если он – маленький школьник) родитель может вмешаться. Если ребёнок говорит нет, то задача взрослого показать ему как можно разрешить проблему и помочь ребёнку в ее разрешении.
Компенсация слабых сторон
Родитель всегда хочет помочь своему ребёнку справиться с ситуациями, который ребёнок не может разрешить самостоятельно. Например, он неуспешен в математике, поэтому мама нанимает ему репетитора. Это нормальная реакция, однако, тем самым мы фокусируем внимание ребёнка на негативном контексте.
Решение:
Если мы говорим о приобретении уверенности в себе, то здесь должна быть фиксации на сильных сторонах, на том, что у ребёнка лучше всего получается, с чем он лучше всего справляется.
«В книгах по популярной психологии часто можно встретить такое утверждение – что по-настоящему счастливые люди научились делать то, что у них хорошо получается, и не переживать из-за неудач. С одной стороны, мы понимаем, что это нереально, ведь мы должны быть критичным к нашим неудачам, иначе мы не будем их исправлять, а с другой стороны, здесь есть доля разума, ведь фиксируемся мы, всё-таки, на положительном» – комментирует Ольга Цунина.
Благодаря негативному опыту мы понимаем, как не надо себя вести и что не стоит делать в следующий раз.
Акцентирование сильных сторон
Родитель должен понимать грань, после которой ожидания становятся завышенными. Когда родители завышают планку, то их слова в определённый момент начинают давить на ребёнка и превращаются в конструкт, при несоответствии которому у ребёнка возникает тревога.
Решение:
Родители должны хвалить ребёнка, когда он с чем-то справляется, но не должны требовать от него многого из-за этого успеха. Завышенные ожидания могут создать тревожную обстановку там, где совсем недавно была радость и удовлетворение от своей деятельности.
Высокие моральные ценности
Очень часто в современном мире ценности ставятся под сомнение, особенно это актуально для подростков.
Решение
По словам психолога, наказывать строго за «шаг вправо, шаг влево» – не всегда правильная стратегия поведения. Чувствительные дети могут зацикливаться на правилах и нормах, которые транслируют им родители, и в случае несоответствия могут даже совершить какой-то деструктивный поступок.
Замалчивание своих проблем:
Дети очень чуткие и всегда чувствуют, когда взрослые хотят оградить их от тревог. Ребёнок не живёт в изолированном мире, поэтомувольно или невольно также проживает стрессовую ситуацию, если он в ней оказывается.
Решение:
Если не разговаривать с ребёнком о том, что происходит, если не давать корректную, честную, но безвредную информацию, это приведёт к возникновению тревоги. Родитель может разрушить зону доверия между собой и ребёнком, что в последствии негативно скажется на взаимодействии с ним.
При работе с тревожным человеком, будь то взрослый, или ребёнок, не существует единого алгоритма работы. Выбор тактики с тревожным клиентом зависит от личностных и индивидуальных особенностей человека, а также от опыта психолога.
Ольга Валерьевна поделилась общим алгоритмом работы с тревожным клиентом:
Этап 1 Определение негативной мысли – прежде всего, стоит понять, какая негативная мысль вызывает тревожное состояние. Помните, эмоции вызываются мыслями! На этом этапе хорошо работают дневники. Например, ребёнок может обозначать своё настроение цветом в разных контекстах деятельности. К значению цвета нужно относиться очень аккуратно – прежде чем интерпретировать выбор цвета, психолог должен заранее обговорить значение каждого цвета с ребёнком. Для взрослого клиента подойдут чек-листы, где регулярно нужно отмечать все приступы тревоги, ситуации, которые их вызвали и т.д.
Этап 2 Анализ и опровержение тревожной мысли. Самое главное на этом этапе – столкнуть негативные мысли с фактами и показать, что они не совпадают. Но что делать в ситуации если они всё-таки совпадают?
«Тогда мы должны вернуться в более ранний контекст (если он не травматичен), когда всё-таки совпадения негативной мысли и опыта не было»— говорит Ольга Валерьевна.
Этап 3 Изменение мысли на более реалистичную. На этом этапе психологу нужно помочь клиенту выбрать новую идею, которой он будет следовать, и которая не будет разрушать поведение и эмоциональное состояние. Задача данного шага состоит в выработке реалистичного взгляда, например, «если я захочу, то…», то есть человек должен понимать, что зависит от него, и как он будет это воплощать: «я могу контролировать своё состояние, и я знаю, что во мне есть силы».
Также психолог обратила внимание на то, что если мы работаем с тревожным ребенком, то обязательно должны уделить время и его родителям, так как если не проработать тревожность у ближайшего социального окружения ребёнка, то эффективность работы будет минимальной.
Работая с тревожным взрослым, важно не забывать о пяти главных аспектах: теле (техника «заземления», дыхательные техники, спорт, релаксации, заботе о теле, уход за кожей и т.д.,); мышлении (работа с мыслями, составление чёткого плана действий, возращение к позитивному опыту, поиск опоры и ресурсов, хобби, творчество, детокс от социальных сетей, ограничение поступающей информации и т.д.); питании (достаточное количество воды, снижение потребления сахара, кофеина, алкоголя); поведении (контроль только тех моментов, которые мы действительно можем контролировать, переключение на что-то новое); социальном окружении (общение с близкими, временное прекращение контактов с людьми, которые поддерживают панику, помощь другим и т.д.).
Оказывая психологическую помощь тревожным детям, в работе важно учитывать следующие контексты:
«я ощущаю» – «Когда тебе тревожно, что ты чувствуешь?»
«Для облегчения работы маленьким детям можно предложить рисунок со схемой человека и последовательно задавать ребёнку такие вопросы – «Когда тебе тревожно, что ты чувствуешь в руках? Какие они? и т.д.» — советует Ольга Цунина.
«я думаю» – как ребёнок выражает в словах, то, что он ощущает: «это опасно», «мне страшно», «случится плохое», «нужно бежать» и т.д. Чем больше ребёнок проговорит, обозначит словами свои ощущения, тем легче будет работать дальше, потому что чувство будет вербализировано.
«я делаю» — что ребёнок делает в тот момент, когда он ощущает тревогу. В данном контексте очень важно понять, где ребёнок бывает на протяжении дня, и где именно он проживает тревожные состояния.
«Удобно сопровождать такую работу визуальной поддержкой, круговой диаграммой, где отмечается в каком контексте, в общении с кем, в какой деятельности у ребёнка возникают негативные мысли»– рассказывает психолог.
Очень важно проработать все три контекста, чтобы избежать фиксации на негативных мыслях, непроработанного эмоционального компонента и появления вторичных травм.
«Работу с детьми можно начать с дыхательных практик, названия и обозначения словом переживаемого чувства. Далее можно задать вопрос – имеют ли эти чувства под собой основание? Затем перейти к благодарности: поблагодарить себя и своё сознание за бдительность, за то, что мы можем взять ситуацию под контроль и справиться с ней» – отмечает Ольга Валерьевна.
Иногда психолог работает с клиентом, который точно знает, что событие, которое его тревожит, точно наступит. По словам Ольги Цуниной, в таком случае стоит спланировать те возможные действия, которые мы сможем предпринять:
«В ситуации, когда ребёнок чувствует страх, мы можем предложить ему технику «беги – замри – борись». Наша задача научить ребёнка экспериментировать с этими стратегиями, и показать ему, что он может справиться со своим страхом. Беги – отказывайся, уходи от того, что тебя пугает; замри – остановись на время, ничего не делай, например, прежде чем ответить что-то грубое своему другу, посчитай до 10; борись – преодолевай свои страхи и пугающие ситуации, действуй».
Напоследок психолог рассказала о полезных техниках, которые можно использовать, когда тревога перерастает в панику:
- Техника «4–7–8»
В течение 4 секунд нужно делать вдох через нос, затем задержать дыхание на 7 секунд, и далее выдыхать через рот в течение 8 секунд.
- Экстренное возвращение в реальность
Например, можно пересчитывать сколько вокруг красных вещей, считать до 100 только чётными числами или только числами, которые кратны 3.
- Обратиться за поддержкой к близкому человеку
Помните, если ситуация носит критический характер, то стоит обратиться в службу экстренной психологической помощи.
Ещё больше новостей БФ «Гольфстрим» читайте в наших социальных сетях Vkontakte, telegram, одноклассники и Яндекс Дзен!