Состоялось седьмое занятие для специалистов, работающих с подростками с особыми потребностями или планирующих работать с ними, в рамках проекта «Инклюзия в действии». Ведущая занятий Анна Алексеевна Калашникова, клинический психолог, специалист Благотворительного фонда «Гольфстрим».
Встреча была посвящена дискуссионному клубу как методу развития навыков эффективного общения у подростков с ОВЗ. Дискуссионный клуб проводится в подростковом клубе в Москве уже несколько лет, в таких занятиях уже поучаствовало более 90 подростков. Поэтому Анна Алексеевна рассказала о том, как появился дискуссионный клуб, как вообще родилась такая идея дискутировать с ребятами и во что это трансформировалось впоследствии.
Ведущая отметила, что у порядка 70% родителей подростков с ОВЗ один из основных запросов – научить их детей общаться, выражать свои мысли, выражать и отстаивать свое мнение в диалоге. Практика показала, что дискуссионный клуб — это удачный инструмент для того, чтобы достигнуть этой цели.
В дискуссии, являющейся моделью социальных отношений членов группы, подросток может научиться точно выражать свои мысли в выступлении и активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано выражать, опровергать ошибочную позицию противника. В процессе дискуссии возрастает заинтересованность в предмете общения, формируется уважение к личности противника. На занятиях дискуссионного клуба ведущая задает тему, ставит проблему, и в течение часа-полутора группа коллективно обсуждает ее. Конечной целью обсуждения является достижение определенного общего мнения по проблеме. В ходе дискуссии происходит коллективное сопоставление мнений, оценок, информации по обсуждаемой проблеме.
Такой метод обучения повышает интенсивность и эффективность процесса восприятия за счет активного включения участников в коллективный поиск истины.
Анна Алексеевна рассказала об этапах обсуждения и о целях каждого из этапов. Например, обычно вначале проводится такое упражнение как рефреминг. Затем брейнсторминг. Используются карточки, песочные часы, игровые предметы, регулируется количество времени и/или аргументов для того, чтобы высказать свою точку зрения. Для разных этапов дискуссии задаются свои правила, например, если «противоборство» — то участникам назначаются противоположные точки зрения (раздаются «позиции»), и они могут высказывать свои аргументы в споре. Если «ролевая игра», то ролями становятся «ведущий», «изобретатели» и «эксперты».
В дискуссии ребята вырабатывают умение отстаивать свои позиции и основные специфические дискуссионные умения:
- дать определение явлению (дефинировать)
- привести яркие примеры в целях аргументации или контраргументации и оспаривать значение примеров, приведенных оппонентом
- приводить в качестве доказательств сравнение по аналогии или по контрасту и оспаривать правомерность аналогий и контраста противника
- построить правдоподобные «гипотетические случаи» для обоснования своего мнения и доказать неправдоподобность таких случаев, приведенных противником
- оперировать общепринятыми истинами, доказывая неуместность их употребления противником
- классифицировать -расчленять, объединять, группировать явления и факты
- учитывать специфику условий (фактор времени, места, направленности, характера и др.) и опровергать противника со ссылкой на игнорирование этой специфики
- рассматривать тему как единство противоречий
- видеть перспективу развития явлений и уличить противника в игнорировании перспективы
- подтверждать свои высказывания ссылкой на источники, доказывать их достоверность, требовать указания источников противником и оспаривать их достоверность
- отталкиваться в своих выступлениях от противоречий в выступлении противника;
- предвосхищать невысказанные аргументы противника (умение антиципировать).
В рамках проекта также проходят онлайн встречи по обучающему курсу «Работа с родителями детей с ОВЗ».
Проект «Инклюзия в действии. Доступно всем» реализуется в четырех регионах Российской Федерации: в Калуге, Владикавказе, Владимире и Московской области.