Эксперт рассказала о проекте «Искусство быть» на форуме

На днях в Музее военной формы прошел Форум Российского фонда культуры по теме «Формирование инклюзивной культуры в условиях музейного пространства», посвящённый актуальным вопросам создания комфортной доступной среды для посетителей музеев, независимо от статуса, возможностей и особенностей.

Музеи в современной России – одно из самых посещаемых социокультурных пространств: музеи, наравне с другими социальными институтами становятся центрами социализации человека. Люди приходят в музеи не только приобщиться к великому наследию и созерцать искусство. Посетитель становится полноправным и активным участником социального взаимодействия. Поэтому крайне важно, чтобы в этом пространстве было комфортно людям с разными особенностями и потребностями.

Формирование и развитие инклюзивной культуры в музейном пространстве — актуальный вопрос не только для профессионального музейного сообщества, но и для сотрудников иных организаций и учреждений, специалистов смежных профессий, чьи усилия направлены на поддержку и помощь людям.

В рамках Форума были проведены пленарные заседания и круглые столы с выступлениями экспертов, представителей различных музейных институций из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Красноярска, Тулы и других регионов; государственных образовательных учреждений, социально-реабилитационных центров; некоммерческих и общественных организаций по следующим направлениям:

1.         «Новые возможности»  

Спикеры осветили вопросы, связанные не только с особенностями восприятия различных целевых групп, но и представили опыт создания в организациях инклюзивных творческих лабораторий, выступающих как инновация в деятельности организации культуры.

2.         «Музей на кончиках пальцев»

Музеи активно работают с незрячими или слабовидящими посетителями. Повсеместно внедряется шрифт Брайля, изготовляются 3D-копии скульптур, тактильно-сенсорные картины. Где найти качественную полиграфию: цифровые «говорящие» книги, издания выполненные укрупненным и рельефно-точечным шрифтом Брайля, а также рельефно-графические пособия?

Участники поделились инструментами адаптации музейных экспозиций для незрячих и слабовидящих посетителей, решениями для интерьера и контента».

Была представлена программа для незрячих и слабовидящих посетителей «Прикоснись к истории» и инновационный книжный проект в сфере реабилитации детей с особыми образовательными потребностями «Атлас восприятия иллюстраций».

3. «Дом, который построил…»

Инклюзивная среда подразумевает под собой активное внедрение технических средств: пандус при входе, лифт/подъёмник для перемещения с этажа на этаж, оборудование специального туалета, специальная разметка, отсутствие острых углов, понятная навигация. Как воплотить на практике инклюзивную среду в музее, являющимся памятником архитектуры?

Участники обсудили критерии создания доступного музейного пространства, возникающие трудности, поделились опытом решения задач, связанных с обеспечением безбарьерной среды.

4.  «Быть услышанным» — проект, где выступили преимущественно представители благотворительных организаций, реализующих социокультурные проекты и сотрудничающих с музеями по вопросам развития инклюзивной культуры, разработки и проведения образовательных программ для сотрудников музеев и посетителей с инвалидностью, создания инклюзивного музейного пространства, максимально комфортного для посетителей с разными особенностями и потребностями.

Среди спикеров этой секции была эксперт и психолог Благотворительного фонда «Гольфстрим» Ирина Скуратовская. Она представила реализуемый фондом с 2018 года Инклюзивный выставочный и образовательный проект «Искусство быть», поделившись с коллегами наработками и инструментами в создании инклюзивного музейного пространства.  Особый интерес участников был направлен в сторону школы подготовки арт-медиаторов, обеспечивающих сопровождение посетителей, а также к мультисенсорности и интерактивности экспозиций и мероприятий параллельной программы к ним.

«Искусство быть» стал социальной лабораторией, в работу которой были вовлечены разные целевые аудитории (музейные работники, художники, арт-медиаторы, посетители с разными особенностями и потребностями). Всецело проникнуть в мир другого человека невозможно, но есть вероятность приблизиться к его пониманию. Мы зависим от нашего личного опыта, убеждений, физических возможностей. Понять мир другого значит полностью отождествить себя с ним, что иллюзорно, ведь любой наш опыт сугубо индивидуален, а чувства и эмоции персонифицированы. Важно, что исследование реальности другого, посредством искусства, подчеркивает реабилитационное значение проекта в контексте понимания инвалидности.  Мы говорим об открытости к разным способам восприятия, которые часто не пересекаются и не совпадают, но пролегают близко друг к другу.

«Основная идея проекта не в работе с узкой группой лиц с ОВЗ, а в создании пространства, в котором будет комфортно разным людям, вне зависимости от их особенностей. Пространство, где можно свободно взаимодействовать как с художественными работами, так и посетителям между собой. Реабилитационный потенциал проекта может затрагивать общество / сообщества (людей) в целом — «терапия всех», «коллективная рефлексия», достижение социальных позитивных эффектов и изменений в пользу развития инклюзивного общества (принимающего и комфортного для всех). А может касаться социальной реабилитации человека «здесь и сейчас», в момент его взаимодействия с художественным объектом, участия в творческом процессе или во взаимодействии с другими посетителями», — рассказывает Ирина Скуратовская.

Стоит добавить, что фондом «Гольфстрим» реализуется уже третий цикл выставок. В этом сезоне — под названием «Искусство быть: запредельно близко». Сейчас выставка проходит в городе Владимир на двух площадках В Государственном Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, МЦ «Палаты» и Центре современной культуры «Флигель».