Родителям необходимо ориентироваться в специфике процесса профессионального самоопределения их особых детей, учитывать все обстоятельства, влияющие на него, и соотносить ожидания с реальными возможностями своего ребенка.
Формы профессионально-ориентационной работы с детьми и подростками, имеющими особенности здоровья и развитии, достаточно многообразны:
- профессионально – ориентационные беседы;
- занятия в кружках, мастерских;
- экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, в службу занятости;
- встречи со специалистами;
- участие в «днях открытых дверей»;
- участие в конкурсах, выставках, ярмарках изделий;
- использование средств массовой агитации: стендов, стенгазет, фотоальбомов и прочего.
Инициатором и организатором этих активностей должны выступать не только специалисты, работающие с детьми и подростками с ОВЗ, но и, по возможности, сами ребята, а главное, — их родители. Родителям необходимо ориентироваться в специфике процесса профессионального самоопределения их особых детей, учитывать все обстоятельства, влияющие на него, и соотносить ожидания с реальными возможностями своего ребенка. Так, родителям важно помнить о том, что:
Во-первых, выбор в значительной мере взаимосвязан с характером течения заболевания, когда род и условия профессиональной деятельности могут оказать на него позитивное или негативное влияние;
Во-вторых, возможность успешного включения ребенка в систему трудовых отношений – один из основных механизмов социальной интеграции в целом, итоговая цель всего комплекса реабилитационных мероприятий;
В-третьих, сама возможность адекватного профессионального выбора затруднена из-за объективных ограничений видов профессиональной деятельности, в которых может проявить себя человек с отклонениями и нарушениями в развитии и в силу искаженных представлений о собственных возможностях.
Эти обстоятельства предопределяют специфику профориентации подростков с ОВЗ и необходимость совместных усилий родителей, педагогов школ и учреждений начального и среднего профессионального образования по подготовке ребенка к самостоятельной жизнедеятельности. Особое внимание при этом должно уделяться:
— комплексной диагностической оценки возможностей ребенка овладеть теми или иными видами профессиональной деятельности;
— развитию наиболее универсальных умений, навыков и качеств, которые необходимы для профессиональной (трудовой) самореализации;
— формированию таких интересов и установок, которые максимально ориентируют именно на показанные профессии.
В процессе проведения профориентационных мероприятий решаются следующие задачи:
-Установление характера и степень выраженности ограничений;
-Исследование особенностей и возможностей интеллекта и психофизиологии ребенка;
-Определение доступных видов трудовой занятости;
-Изучение индивидуальных способности и интересов при выборе профессии.
Чтобы родители стали настоящими помощниками своему особому ребенку в выборе профессии или возможной трудовой занятости, им нужно обладать некоторыми качествами и умениями:
• Умение проявлять эмпатию, рефлексию, принятие;
• Толерантность по отношению к людям с ОВЗ, их надеждам, страхам и личностным затруднениям;
• Открытость к восприятию, возможно, нелепых, незрелых суждений подростков с ОВЗ;
• Готовность к работе со специалистами смежных областей (психологами, профконсультантами, дефектологами, психиатрами, педиатрами, невропатологами).
Понимание того, верным ли был первый профессиональный выбор, у многих людей наступает только в зрелом возрасте. И, в случаях неудовлетворённости этим выбором, кто-то его меняет, приобретая новую профессию, осваивая новые трудовые навыки. Но исправлять такие ошибки для большинства становится трудным, еще труднее, когда это случается с человеком с инвалидностью. Поэтому профориентационная работа с людьми с ОВЗ должна быть обязательной, регулярной и систематической. При этом их важно начинать в младшем школьном возрасте. Подростки с ОВЗ нуждаются в помощи со стороны взрослых в процессе самоопределения. Но взрослым важно не навязывать свою точку зрения, а создавать условия для анализа или освоения элементов определенных профессий, экологично подводя подростка к принятию осмысленного решения.
«Проект сопровождаемой профориентации «Друг и Наставник» реализуется Благотворительным фондом «Гольфстрим» при поддержке Грантов Мэра Москвы для социально ориентированных НКО Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы.
Цель проекта — реализация программы комплексного сопровождения подростков и молодых людей с низкими стартовыми возможностями в период профессионального самоопределения.
Главная задача проекта — подготовка наставников из числа учащихся профессиональных организаций, а также специалистов с большим стажем работы для сопровождения профориентации подростков и молодых людей с низкими стартовыми возможностями.