Что включает профориентация подростков с ОВЗ?

Второе занятие психолога благотворительного фонда «Гольфстрим» Веденьевой Марины Евгеньевны в рамках проекта по сопровождаемой профориентации «Друг и наставник» в г. Калуга с специалистами по работе с подростками с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) направлено на профориентацию данных подростков, учитывая их особенности и потребности. Профориентация является важным этапом в развитии подростков и должна начинаться уже в младших классах.

В рамках данной работы профориентация включает следующие аспекты:

1. Знание о мире профессий: специалисты помогают подросткам изучить различные профессии, их особенности и требования. Это позволяет подросткам получить представление о различных возможностях, которые могут быть доступны им в будущем.

2. Знание о себе: психологи помогают подросткам разобраться в своих интересах, талантах и предпочтениях. Это важно для выбора подходящей профессии, учитывая индивидуальные особенности каждого подростка с ОВЗ.

3. Профессиональные пробы: специалисты организуют различные практические задания и мероприятия, которые позволяют подросткам попробовать себя в различных профессиональных сферах. Это помогает им определиться с предпочтениями и понять, какие навыки им необходимо развивать.

4. Знание о профессиональных образовательных учреждениях с программами для подростков с ОВЗ: психологи предоставляют информацию о специализированных образовательных учреждениях, которые могут помочь подросткам с ОВЗ получить необходимые знания и навыки для выбранной ими профессии.

5. Знание о возможностях трудовой занятости: специалисты рассказывают о различных возможностях трудоустройства для подростков с ОВЗ. Это позволяет им понять, какие перспективы открываются перед ними и какой путь развития им стоит выбрать.

Важным аспектом профориентации подростков с ОВЗ является активное участие родителей. Они играют роль наставников и могут помочь своим детям в процессе профориентации, обеспечивая следующую поддержку:

— Заинтересованность: родители должны проявлять интерес к профориентации своего ребенка и поддерживать его в этом процессе.

— Уважительная позиция: родители должны относиться к мнению и выбору ребенка с уважением, учитывая его индивидуальные особенности.

— Признание ценности: родители должны признавать и поддерживать усилия и достижения ребенка в процессе профориентации.

— Отношение к ограничениям: родители должны помогать ребенку осознавать свои возможности и ограничения, помогать ему находить пути достижения целей, несмотря на препятствия.

— Отношения с семьей: родители должны создавать поддерживающую атмосферу в семье, где ребенок чувствует поддержку и понимание.

— Выделение акцентов: родители помогают ребенку определиться с приоритетами и сделать выбор в соответствии с его потребностями и желаниями.

— Умение выстраивать контакт: родители должны уметь эффективно общаться с ребенком, слушать его и помогать ему выразить свои мысли и чувства.

— Понимание потребностей: родители должны быть внимательными к потребностям ребенка и готовыми помочь ему в их удовлетворении.

Однако, работа с подростками с ОВЗ также может включать ряд трудностей для специалистов:

— Эмоциональное выгорание: из-за сложности работы с подростками с ОВЗ, психологи могут сталкиваться с высокой эмоциональной нагрузкой, что может привести к выгоранию.

— Трудности в коммуникации: специалисты могут испытывать трудности в установлении эффективной коммуникации с подростками с ОВЗ, в связи с особенностями их психологического и эмоционального развития.

— Неумение выстраивать авторитет: некоторым специалистам может быть сложно установить авторитет и получить доверие со стороны подростков с ОВЗ.

— Отсутствие мотивации у воспитанника: подростки с ОВЗ могут испытывать проблемы с мотивацией, что может затруднить работу специалистов.

— Завышенные ожидания родителей: родители подростков с ОВЗ могут иметь завышенные ожидания от работы специалистов, что может создавать дополнительную нагрузку.

— Истощаемость воспитанников: подростки с ОВЗ могут испытывать физическую и эмоциональную истощенность, что может затруднять процесс работы с ними.

— Неудовлетворительные базовые потребности воспитанников: специалисты должны учитывать особенности и потребности подростков с ОВЗ, особенно в отношении удовлетворения их базовых потребностей.

Таким образом, занятия Марины Евгеньевны с специалистами по работе с подростками с ОВЗ включают работу по профориентации, активное участие родителей и преодоление трудностей, связанных как с работой с подростками, так и с их особыми потребностями.

Реализация проекта «Друг и наставник» Благотворительного фонда «Гольфстрим» осуществляется с использованием благотворительного пожертвования Благотворительного фонда «ВТБ-Страна», направлена на реализацию программы комплексного сопровождения подростков с низкими стартовыми возможностями в период профессионального самоопределения.

Проект сопровождаемой профориентации «Друг и Наставник» реализуется в рамках поддержки Национальной Цели Развития №1 в части:

  • Формирование условий для повышения уровня профессионального развития и занятости инвалидов;
  • Содействие гражданам в поиске работы;
  • Создание условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи;

И Национальной Цели Развития №2 в части:

  • Создание условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;
  • Организация комплекса мероприятий, направленных на раннюю профориентацию;
  • Информационная кампания в целях популяризации добровольчества (волонтерства);
  • Обучение добровольцев (волонтеров) и координаторов добровольцев (волонтеров).

Подписывайтесь на нас в социальных сетях VkontaktetelegramОдноклассники и Дзен.