Сенсорный голод у детей с аутизмом

Сенсорный голод — это термин, описывающий недостаток адекватной сенсорной стимуляции, который часто встречается у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Дети с аутизмом зачастую страдают от искажённой или недостаточной обработки сенсорной информации, что может привести к чувству дискомфорта, напряжённости и снижению мотивации к взаимодействию с окружающим миром.

Причины сенсорного голода

1. Нарушение сенсорной интеграции:

У детей с РАС часто наблюдаются проблемы с обработкой поступающих сенсорных сигналов. Им трудно сочетать и интерпретировать информацию, получаемую через зрение, слух, осязание, вкус, обоняние и даже внутренние ощущения (проприоцепция и вестибулярная система).

2. Избегание контактов:

Некоторые дети с РАС избегают сенсорных стимулов, опасаясь неприятных или болезненных ощущений. Это ведёт к ограничению взаимодействия с окружающим миром и нехватке сенсорного опыта.

3. Гипочувствительность:

Другие дети демонстрируют противоположную проблему — низкую чувствительность к внешним стимулам, из-за чего они нуждаются в большей интенсивности сенсорных воздействий, чтобы испытать удовольствие или удовлетворение.

Последствия сенсорного голода

– Недостаточное развитие моторики и координации движений.

– Низкая социальная активность и низкая мотивация к игре и взаимодействию.

– Замкнутость и избегание социальных ситуаций.

– Повышенная тревожность и агрессивное поведение.

Решение проблемы сенсорного голода: использование специализированного оборудования

Чтобы решить проблему сенсорного голода, необходимо создать безопасную и стимулирующую среду, где дети смогут получать нужную сенсорную стимуляцию в комфортной и приятной форме. Сенсорные комнаты и специализированное оборудование оказывают значительную помощь в решении данной проблемы.

Примеры оборудования, решающие проблему сенсорного голода:

1. Мягкие модули и тоннели (мягкие «бочки»):

Помогают детям развивать тактильное восприятие, проприоцепцию и вестибулярные ощущения. Они мягко воздействуют на тело, создавая ощущение безопасности и комфорта.

2. Весовые (утяжелённые) одеяла:

Эти одеяла, имеющие равномерное распределение веса, обеспечивают глубокое давление, которое успокаивает нервную систему, улучшает сон и снимает тревожность.

3. Сенсорные панели и интерактивные стены:

Панели со световыми и звуковыми эффектами привлекают внимание детей, стимулируя зрительную и слуховую модальности, развивая внимание и концентрацию.

4. Пузырьковые трубки и водяные столбики:

Стимулируют зрительное восприятие, помогают детям сосредоточиться и расслабиться, наблюдая за медленным движением пузырьков и переливами воды.

5. Звуковые станции и музыкальное оборудование:

Создают звуковую среду, богатую разнообразием тембра и ритмов, помогая детям развивать слуховое восприятие и умение концентрироваться.

6. Игрушки и инструменты для тактильной стимуляции:

Например, мягкие подушки, текстурированные поверхности, тактильные дорожки, развивающие осязательную чувствительность и способность различать текстуры и формы.

Работа с сенсорным голодом — важная составляющая реабилитации и развития детей с РАС. Использование специализированного оборудования в сенсорных комнатах позволяет создать обогащённую и сбалансированную сенсорную среду, в которой дети могут свободно изучать мир, развивать свои навыки и формировать устойчивую базу для дальнейшего роста и социализации. Регулярное использование сенсорных стимулов помогает детям чувствовать себя увереннее, легче усваивать новую информацию и успешнее адаптироваться к условиям внешнего мира.

Материал подготовлен специалистами благотворительного фонда «Гольфстрим» в рамках проекта «Я смогу — САМ» реализуемого благотворительным фондом «Гольфстрим» в рамках конкурса грантов «Москва — добрый город» при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения Москвы.

Подписывайтесь на нас в социальных сетях VkontakteTelegramYoutube, ОдноклассникиRutube и Дзен.