7 апреля во Всемирный день здоровья рассказываем о трех главных компонентах, влияющих на нашу жизнь

Что такое здоровье?

Как правило, человек не задумывается о здоровье, пока у него что-то не начинает болеть.  Когда начинает болеть голова, живот, поднимается температура мы говорим про физическое недомогание, про соматические симптомы. Это первый базовый уровень здоровья – физиологический.

Второй уровень компонента здоровья — психическое здоровье. О нем открыто стали говорить не так давно, и до сих пор можно услышать много противоречивых мнений, мифов и стереотипов в понимании психического здоровье. Многим до конца не понятно, где та грань между психическим здоровьем и нездоровьем, и страшно столкнуться с этим.

Как правило когда говорят про психическое здоровья подспудно подразумевают психическое нездоровье и визит к психиатру. Это не всегда так.

Сейчас люди стали обращаться к психологам за помощью, чтобы укрепить свое психологическое здоровье. Однако, по-прежнему остается много людей, которые не понимают разницы между психологом и психиатром. Психиатр – врач, который помогает людям с психическими расстройствами и заболеваниями. Психолог – представитель помогающих профессий, чьи усилия направлены на гармонизацию здоровья, создание условий для его поддержания. Расхожая фраза «я хожу к психологу» больше не вызывает закатанных глаз и реакции недоумения в глазах собеседника. Посещать психолога, чтобы улучить свое психологическое состояние становится вполне обычным делом, как и посещение терапевта, когда мы простужаемся, появляется насморк и першит горло.

Третий компонент здоровья, про который практически не говорят и знают только узкопрофильные специалисты — социальный компонент здоровья. Когда мы говорим про социальное здоровье, мы подразумеваем в первую очередь социальное неблагополучие. Как улучшить социальное нездоровье и что это такое?

В социальном здоровье много составляющих, поговорим о них.  Человек, здоровый в социальном плане, как правило имеет множество жизненно необходимых компетенций, адаптивные навыки у него сформированы, и он опирается на свой социальный опыт в последующих ситуациях. Человек ориентируется в социуме, жизненном пространстве, умеет выстраивать коммуникацию с людьми, устанавливать контакт, поддерживать отношения.. Социализированный человек может сделать выводы о ситуации в которой находится, вне зависимости от того, позитивная она или негативная.

Адаптивность, возможность реализовать себя в разных сферах социальной жизни человека и есть показатель третьего компонента здоровья.

Здоровье – это состояние полного физического, душевного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (определение ВОЗ).

Давайте задумываться что такое здоровье, как его поддерживать, сохранять не только на уровне прохождения диспансеризации раз в год, а в проекции трех компонентов.

В наши дни в тренде здоровый образ жизни, но говоря об этом мы подразумеваем физиологический аспект. Давайте расширять это понимание, заботиться о своем здоровье, включая психическую и социальную сферы.

Благотворительный фонд «Гольфстрим» в своих проектах старается соблюдать принцип гармонизации здоровья всех компонентов у разных людей вне зависимости от их особенностей.

«Фонд «Гольфстрим» помогает людям с особенностями развития и развивает инклюзивную культуру в обществе. Главная цель фонда —  помочь людям с ОВЗ чувствовать себя нужными и полезными в любых сферах жизни», — Марина Зубова, президент и основатель благотворительного фонда «Гольфстрим».

Во Всемирный день здоровья делимся с вами успехами своих подопечных, которые участвуют в проекте БФ «Гольфстрим» «Подростковый клуб».

Занятия подопечных «Подросткового клуба» нацелены на расширение репертуара социальных компетенций и навыков социального взаимодействия, для повышения уровня самостоятельности путем развития социально-бытовых навыков.

От полугода до года занятий со специалистами фонда подростки показывают красноречивые результаты: они научились самостоятельно готовить еду; стали больше читать; у них появились хобби, некоторые, например, полюбили фотографировать; взяли за правило убираться в комнате; определились с выбором будущей профессии.  

  • Мальчик с РАС в 15 лет, который ранее не высиживал на занятиях и пяти минут сейчас активно коммуницирует с ребятами, радуется и проявляет уместные эмоции.
  • Девочка с УО в 15 лет не умеющая слушать и поддерживать контакт с другими людьми стала более самостоятельной и научилась поддерживать разговор не только с членами группы клуба, но и с малознакомыми людьми. А еще она передвигается по городу по некоторым маршрутам одна, без сопровождения бабушки.
  • Мальчик с генетическим заболеванием в 16 лет, будучи очень замкнутым, не желающим общаться с окружающими, имеющий депрессивные мысли уже после полугода занятий общается с одноклассниками, проявляет оптимизм, открытость, дружелюбие и заботу.
  • Девочка с РАС в 16 лет, будучи инфантильной и полностью зависимой от мамы после года занятий научилась брать на себя ответственность при работе в группе, стала самостоятельнее, проявляет заботу и перешла в позицию «помогающей».